Потребитель может отказаться от гарантийного ремонта и заявить требование о замене автомобиля, при наличии в автомобиле существенных недостатков, которые не могут быть устранены без соразмерных расходов и затрат времени, проявляются вновь после устранения

Исходя из пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара, к которому в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года № 575 относятся автотранспортные средства, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. При этом товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Судом было установлено и сторонами не оспаривалось, что потребитель приобрела в ООО «….» по договору купли-продажи автомобиль. Установлено также, что в период эксплуатации автомобиля потребитель неоднократно обращалась в ООО «….» за проведением технического обслуживания и гарантийного ремонта.

Судом было установлено, что в автомобиле истца неоднократно проявился недостаток (неполадки в коробке передач), который ранее уже устранялся ООО «…» в рамках гарантийного ремонта. Тем самым имеющийся в автомобиле недостаток является существенным, так как имеет признак неоднократности и повторяемости.

Судебная коллегия соглашается и с выводом суда о несоразмерности расходов для устранения выявленного недостатка (ремонта сцепления и электронной системы управления коробки передач) стоимости автомобиля, поскольку один и тот же недостаток в автомобиле истца проявляется с определенной периодичностью, подлежащие замене детали автомобиля являются дорогостоящими и после истечения срока гарантии на автомобиль расходы на устранение такого недостатка будут для истца значительными с учетом стоимости самого автомобиля.

(Дело № 33-10813/2011).