Когда гарантия не спасёт. Как добиться бесплатного ремонта товара и куда идти, если в нём отказывают

Любая покупка — кот в мешке, ведь никогда не знаешь, есть ли в товаре скрытый дефект, когда он проявит себя и произойдёт ли это вообще. При этом неожиданный недостаток не повод расстраиваться и без раздумий выбрасывать вещь — самое время вспомнить про гарантию и идти к продавцу за бесплатным ремонтом. Вот только добиться его удастся не всегда. «Секрет» разобрался, когда именно можно рассчитывать на починку по гарантии, как воспользоваться своим правом и что делать, если магазин пытается уйти от ответственности.

 
Когда гарантия не спасёт. Как добиться бесплатного ремонта товара и куда идти, если в нём отказывают
 
 

Что такое гарантия простыми словами

Гарантия, или гарантийный срок, — это период, во время которого изготовитель или продавец должны бесплатно устранить недостатки товара, обменять его на другой или вернуть деньги. Это время нужно, чтобы покупатель мог выявить скрытые недостатки товара, которые нельзя обнаружить в момент покупки.

Чем гарантийный срок отличается от срока службы

Гарантийный срок — право изготовителя, но не его обязанность. Так что гарантию на товар он давать не должен, отмечает Роспотребнадзор.

А вот срок службы товара производитель устанавливать обязан: так он гарантирует, что покупатель сможет использовать товар по назначению в течение какого-то времени. Когда это время выйдет, вероятность выхода предмета из строя повышается, так что покупателю, скорее всего, придётся подумать о серьёзном ремонте или замене.

Что такое гарантийный случай и когда он наступает

Гарантийный случай — это когда вы в течение гарантийного срока обнаруживаете дефект в товаре, о котором продавец не сообщил при продаже. Это могут быть любые недостатки, например частичная или полная неработоспособность или повреждения. Главное, чтобы о дефекте стало известно уже после покупки товара, рассказал руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнёры» Константин Бахтин.

Что говорит закон

Так что не каждую поломку признают гарантийным случаем, даже если устройство перестало работать до конца гарантийного срока. Бесплатно отремонтировать и обменять товар или вернуть за него деньги можно, только если в дефекте виноват производитель.

Гарантия не распространяется на повреждения:

  • из-за нарушения правил использования, хранения и транспортировки товара — например, если вы пытались разобрать телефон и он сломался;
  • из-за действий третьих лиц — например, если ребёнок друзей кинул игрушку в телевизор и разбил экран, то платить за ущерб должны сами друзья;
  • из-за событий непреодолимой силы — например, если в квартире случился пожар, который уничтожил вашу технику.

Так что если вы уронили телефон и он перестал работать, придётся платить за ремонт из своего кармана. А вот если в смартфоне неожиданно вздулась батарея или он перестал заряжаться, нужно обращаться по гарантии — его должны починить бесплатно. Но делать это нужно в установленные сроки. Подробнее об этом ниже.

Какие сроки у гарантии

Производитель или продавец устанавливают гарантийные сроки индивидуально для каждого товара. Вы можете потребовать устранить недостатки товара по гарантии в любой момент в течение этого срока — хоть в первый день, хоть в последний.

Когда гарантия не спасёт. Как добиться бесплатного ремонта товара и куда идти, если в нём отказывают
 

Гарантийный срок начинают считать с того момента, как товар попал в руки покупателю. Если покупка совершена дистанционно, например в интернет-магазине, срок начинается со дня доставки. При этом гарантийный срок на товар будут продлять на то время, что он был в ремонте.


Однако продавец или изготовитель не обязаны давать гарантийный срок товара. В таком случае будут действовать положения Гражданского кодекса.

«Если на товар не установлен гарантийный срок, требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара», — отметила исполнительный директор юридической фирмы «Двитекс» Жанна Супряга.

Если же продавец или изготовитель установили гарантийный срок — например, год, — потребовать ремонт по гарантии всё равно можно в течение двух лет. Но сначала придётся доказать, что дефект возник на производстве. С этим поможет экспертное заключение, пояснил юрист юридической фирмы «Ялилов и партнёры» Амир Хасанов.

«Основное различие в том, что в течение срока гарантии продавец обязан устранить недостатки, если не докажет вину потребителя. По истечению срока гарантии, но в пределах двух лет, продавец обязан устранить недостатки, если потребитель докажет, что недостаток возник на производстве», — пояснил он.

 
 

Как добиться гарантийного ремонта

За качество товара отвечают и продавец, и изготовитель. Поэтому, если электроника и бытовая техника на гарантии, можно обратиться и в магазин, где продали товар, и в организацию, которая представляет компанию-производителя.

Также вы можете принести товар для ремонта по гарантии в авторизованный сервисный центр производителя. Этот способ будет самым быстрым, рассказала старший менеджер сервисной службы сети магазинов аудиотехники Dr.Head Олеся Петровская. Это сэкономит вам время — продавец всё равно направит товар с дефектом в тот же центр. Их адреса обычно указаны на официальном сайте производителя.

 

Если же продавец прекратил своё существование, а авторизованных сервисных центров нет, нужно обратиться к поставщику на территории России. Данные об этом должны быть прописаны на упаковке.

Узнать, куда обращаться с претензией, также можно из гарантийного талона. Это документ, который подтверждает обязательства продавца в течение гарантийного срока. При этом у товара его может не быть, если производитель или продавец не установили на него гарантию.

Источник