Эксперты: параллельный импорт сможет компенсировать около 10% привычного объема поставок

По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, цены могут увеличиться примерно на 15% к нынешнему уровню.

Параллельный импорт на первом этапе сможет компенсировать примерно 10% привычного объема поставок техники и электроники, однако с течением времени объемы поставок по такой схеме могут возрасти, если для нее сохранятся необходимые условия. Цены могут увеличиться примерно на 15% к нынешнему уровню, сообщили эксперты, опрошенные ТАСС.

В начале мая Минпромторг РФ опубликовал перечень из более 50 категорий товаров, доступных для параллельного импорта. В него вошли самые разные предметы: от растений до лекарств, от мыла до оружия. В части техники и электроники в перечень включена продукция таких брендов, как Siemens, Panasonic, Apple, Intel, Samsung, Dyson, Electolux, GoPro, Asus, JBL, Logitech и многих других. Крупнейшие российские маркетплейсы – Wildberries, Ozon и “Яндекс Маркет” – заявили о готовности работать с товарами, ввезенными параллельным импортом.

“Параллельный импорт немного расширит ассортимент, потому что небольшие партии дефицитных товаров можно будет завезти через Казахстан, Армению или другие страны и на какое-то время можно восполнить полки. Я думаю, что эти поставки могут составить примерно 10% от привычных объемов импорта”, – сообщил ТАСС председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

В то же время источник на рынке ретейла отмечает, что доля параллельного импорта может возрасти до 30% от привычных поставок – при условии, что условия для него сохранятся и сами производители не введут дополнительных санкций для препятствования такому импорту в Россию. “Если схема будет отработана и условия для параллельного импорта будут сохраняться год-два, то доля таких товаров может расти, и это может стать эффективным механизмом, от которого выиграют потребители”, – считает эксперт.

По его словам, на объемы параллельного импорта будет, безусловно, влиять спрос. “Сейчас спрос упал и из-за падения покупательской способности, а также из-за закупок техники впрок в начале последней волны кризиса”, – отмечает источник с рынка ретейла.

Что будет с ценами

Поскольку в цепочке поставок появляется дополнительный посредник и его издержки, то это неизбежно приводит к увеличению цены, сказал Янин. Прибавка к цене составит порядка 15% из-за посредничества, полагает он. В то же время благодаря условиям параллельного импорта возможны поступления товаров, закупочная цена которых может быть заметно ниже.

“Бывает, что на некоторых рынках производитель реализует продукцию по более низкой цене, и некий импортер может купить такую партию и завезти ее в Россию. До легализации параллельного импорта такой возможностью нельзя было воспользоваться. Более низкая цена может быть связано либо с маркетингом, либо с более низким качеством партии товара”, – добавил Янин.

При этом товар необязательно физически перемещать от продавца в третью страну, а потом – в Россию. Все это можно сделать только по документам, а везти – напрямую, что избавляет от дополнительных транспортных издержек, сказал эксперт.

Трудности ретейлеров

Как сообщил ТАСС источник на рынке ретейла, пока не было совершено ни одной сделки по параллельному импорту, и предпринимателям не до конца ясно, какой новый пакет документов позволит провезти товары через таможню, поскольку государство будет требовать доказательств подлинности продукции и того, что товар не является контрафактом.

“Не факт, что таможню устроит инвойс о покупке партии товара у официального дилера компанией-посредником. Нужно получать некое подтверждение подлинности продукции, и сейчас все над этим думают, потому что установленного документа для этой процедуры нет”, – сказал собеседник агентства.

Как отметил Янин, поставки партий параллельным импортом могут быть ненадежными. Компания-посредник может в любой момент передумать и продать партию товара другому клиенту, а некоторые известные бренды могут стараться пресекать поставки в третьи страны, которые явно превышают потребности региона.

По мнению источника на рынке ретейла, скрыть конечную точку назначения партии товара благодаря цепочке дополнительных посредников будет, скорее, легко. Однако бренды в принципе не заинтересованы в параллельном импорте, поскольку так они недополучают часть прибыли – ведь обычно при прямых поставках они устанавливают цену и условия продажи в конкретной стране.

Председатель правления КонфОП добавил, что крупные производители интересуются, куда их продукция будет поступать. “Они не будут содействовать схемам обхода формальных ограничений из-за потенциальных рисков”, – уверен эксперт.

Эффект для потребителя

Поскольку потребитель очень консервативен, то для него возможность быть приверженным к привычным брендам, которую дает параллельный импорт, весьма привлекательна, особенно в том, что касается техники длительного пользования – стиральных машин, холодильников, считает Янин.

Однако продавцы столкнутся с проблемой организации сервиса во всех городах продажи таких товаров. “Те, кто приобрел “серый” товар, не могут пользоваться сервисными центрами производителя. Дилерам придется найти по всей стране сервисные центры, которые будут эту технику обслуживать. Но они не смогут быть такими же надежными и стабильными, как сервисные центры производителя. К тому же возможен дефицит запчастей для техники”, – отметил он.

По словам эксперта, это приведет к тому, что часть потребителей будут насторожено относиться к покупке “серой” техники, так как у них не будет официальной гарантии производителя на обслуживание. Ответственность перед потребителем будет нести продавец, указанный в чеке, а также импортер.

Специальные маркетплейсы

По мнению Янина, в сложившейся ситуации маловероятно появление новых физических рынков, где будут продавать товары параллельного импорта. Однако по сути такой рынок может сформироваться онлайн, поскольку ведущие маркетплейсы заявили о готовности работать с параллельным импортом.

Более того – могут появиться специальные маркетплейсы для продавцов для работы на российском рынке. “Такие маркетплейсы могут создать как российские компании, так и юридические лица третьих стран. Основная задача участников таких маркетплейсов – создание универсального документооборота для завоза техники в Россию. Такая схема может существовать, если производитель будет смотреть на это “сквозь пальцы”, – прогнозирует Янин.

Компании, которые были дистрибьюторами ушедших с российского рынка брендов, будут вынуждены искать новых производителей и вкладываться в их популяризацию у потребителя, считает он.

“Никакого импортозамещения в сфере электроники не предвидится. Мы не знаем ни одного российского смартфона, несмотря на несколько попыток их производства. Ретейл будет искать поставщиков, которые будут готовы работать на российском рынке, либо искать небольшие партии товаров для параллельного импорта”, – убежден Янин.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет торговли Артема Соколова, предметно говорить о ценах на товары параллельного импорта, о каналах их поставок можно будет не раньше конца второго квартала – только к этому времени могут появиться первые результаты его легализации.

“Если раньше с момента переговоров с партнерами и началом поставок мог пройти год, то сейчас перед ретейлом стоит очень непростая задача – в короткие сроки найти замену больше трети поставщиков, и на данный момент нет окончательной ясности в вопросах новых партнерских связей и логистических цепочек. Сложно прогнозировать и цены, поскольку они будут зависеть от множества факторов”, – сообщил Соколов ТАСС.

Источник