Мировые потребительские организации выступили с обращением в преддверии Саммита ООН по продовольственным системам

Всемирная организация потребителей (Consumers International) совместно с потребительскими объединениями по всему миру подготовила обращение к участникам Саммита ООН по продовольственным системам 2021 года (United Nations Food Systems Summit (UNFSS). Ниже приведен текст обращения, переведенный на русский язык.

Потребители призывают к действиям на Саммите ООН по продовольственным системам

Саммит ООН по продовольственным системам 2021 года представляет собой уникальную возможность сделать решительный шаг к преобразованию глобальных продовольственных систем, объединив участников со всего мира для разработки целостного и межсекторного плана действий. Потребители должны быть в центре этого плана, и реализация их права на безопасную и здоровую пищу, произведенную в справедливых и устойчивых продовольственных системах, должно быть приоритетом.

Для обеспечения этого права необходимы срочные действия правительств во всем мире, и саммит — это, прежде всего, площадка для принятия таких обязательств. Однако, будучи саммитом для широкой аудитории, он также является местом для того, чтобы слушать и учиться; платформой для людей, которые зависят от продовольственных систем, но редко имеют возможность формировать их.

Потребители могут играть активную роль в преобразовании продовольственных систем, не только изменяя свои покупательские модели, но и делясь взглядами на проблемы продовольственных систем, с которыми они сталкиваются каждый день, а также на инновационные и качественно новые решения, необходимые для их преодоления.

Защита прав потребителей предлагает решения для всех при реагировании на возникающие кризисы в продовольственных системах и за их пределами.

В то время как правительства сталкиваются с проблемой восстановления экономики после пандемии COVID-19, а продовольственные системы начинают испытывать напряжение под давлением потерянных средств к существованию, растущего голода и обостряющегося недоедания, этот саммит предлагает платформу для решений, ориентированных на человека, которые могут помочь удовлетворить общественные потребности и одновременно заложить основы здоровой и устойчивой экономики.

Поэтому также важно, чтобы на протяжении всего саммита действовали надежные механизмы прозрачности и защиты от конфликта интересов, чтобы общественные цели были приоритетнее коммерческих интересов. Подобные гарантии против конфликта интересов также необходимы на национальном и межправительственном уровне, чтобы гарантировать, что мы все работаем над созданием справедливых, устойчивых и здоровых продовольственных систем для всех.

Это возможность для решительных и скоординированных международных действий, согласования продовольственной, сельскохозяйственной и торговой политики для выработки последовательного и эффективного плана действий. Для достижения долгосрочных и значимых изменений права и потребности потребителей должны быть приоритетными, а не второстепенными, а основополагающие потребительские принципы должны быть надлежащим образом интегрированы в структуры управления глобальными продовольственными системами.

Призывы к действию:

Всемирная организация потребителей (Consumers International) — это членская организация объединений потребителей по всему миру, объединяющая более 200 организаций из более чем 100 стран. Наши членские организации представляют потребителей в отношении продовольственных систем, сочетая экспертные знания в области продовольственной политики и прав потребителей с глубоким пониманием жизненного опыта людей и сообществ по всему миру.

Вместе с нашими членами мы подготовили ряд межсекторных призывов к действиям, основанных на ключевых принципах защиты прав потребителей, чтобы помочь направить обязательства, которые будут приняты на Саммите ООН по продовольственным системам, в нужное русло. Эти призывы будут охватывать пять ключевых областей (доступ к продуктам питания; безопасность продуктов питания; здоровая и устойчивая пищевая среда; справедливые и устойчивые продовольственные системы; информация для потребителей) и будут направлены не просто на диагностику проблем в продовольственных системах, но и на то, чтобы предложить решения, ориентированные на людей.

Не каждое из этих решений может быть правильным для каждого географического и социально-экономического контекста, и некоторые из них более остро необходимы, чем другие. Продолжая работать с потребителей до саммита и после него, а также используя эту возможность для создания межсекторальных коалиций, мы сможем совместно разработать эти предложения в продуктивные и инновационные действия, подкрепленные общим глобальным обязательством поставить права и потребности потребителей в центр преобразования продовольственных систем.

  1. Доступ к продуктам питания

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей выделяют доступ к продовольствию как “область, вызывающую серьезную озабоченность”, подчеркивая ответственность национальных правительств за обеспечение продовольственной безопасности для всех людей. Пандемия COVID-19 привела к росту цен на продовольствие и повсеместной потере средств к существованию, оставив многих людей без доступа к недорогим продуктам питания; в то же время климатический кризис продолжает усугублять нехватку продовольствия во многих частях мира.

Ответы правительств на этот вызов должны быть основаны на признании всеобщего права на доступ к безопасной и здоровой пище. Всемирная организация потребителей и ее члены призывают правительства всех стран мира:

Предоставлять продукты питания непосредственно уязвимым потребителям –правительства должны взять на себя ответственность за обеспечение безопасными и питательными продуктами непосредственно всех тех, кто нуждается в поддержке. Международная помощь и сотрудничество также необходимы для обеспечения всеобщего права на питание в тех странах и населенных пунктах, где правительства не в состоянии этого сделать.

Укреплять покупательную способность потребителей – пандемия четко продемонстрировала, что социальная защита и прямая денежная поддержка могут играть жизненно важную роль в поддержании доступа к продовольствию. Важно, чтобы такие системы социальной защиты не были отменены, так как это подорвет любую возможность экономического и социального восстановления. Покупательная способность также может быть усилена за счет субсидий для потребителей, особенно на покупку здоровых и устойчивых продуктов питания, а также для уязвимых потребителей.

Гарантировать доступность продуктов питания – потребители должны иметь возможность платить справедливую цену за продукты питания, не жертвуя своим правом на здоровое питание. Помимо принятия мер по предотвращению взвинчивания цен и сдерживания инфляции, правительства должны поддерживать развитие устойчивых местных продовольственных систем, которые могут обеспечить здоровое, устойчивое питание для всех. Подчеркнем, что международное сотрудничество является необходимым для того, чтобы цены на продукты питания оставались доступными для всех.

  1. Безопасность продуктов питания

Потребители имеют право ожидать, что все продаваемые или поставляемые им продукты питания безопасны для употребления. Это не всегда так – болезни пищевого происхождения и фальсификация товаров питания остаются серьезными угрозами, а стандарты безопасности слишком часто плохо определены и не соблюдаются. Также важно, чтобы регулирование и стандарты шли в ногу с различными возникающими угрозами безопасности пищевых продуктов. Всемирная организация потребителей и ее члены призывают правительства всех стран мира:

Установить стандарты и обеспечить соблюдение стандартов безопасности пищевых продуктовКодекс Алиментариус представляет собой набор высоких международных стандартов безопасности пищевых продуктов, при этом необходимы более активные усилия для проактивного тестирования продуктов и обеспечения соблюдения этих стандартов, а также для их дальнейшего развития с целью обеспечения большей защиты потребителей. Также необходимы действия на национальном и местном уровнях для решения конкретных проблем безопасности пищевых продуктов.

Проактивно бороться с возникающими угрозами безопасности – поскольку мировой спрос на продукты питания продолжает расти, важно, чтобы стандарты безопасности не нарушались во имя увеличения производства. Применение пестицидов, антибиотиков для животных, генетические модификации должны тщательно регулироваться, чтобы защитить здоровье населения и окружающую среду. Также важно, чтобы рост онлайн-рынков продуктов питания не подрывал стандарты безопасности.

Поддерживать соблюдение требований по всей цепочке создания стоимости – помимо обеспечения соблюдения стандартов безопасности, правительства должны работать с производителями, поставщиками и продавцами продуктов питания для поддержки соблюдения стандартов, помогая тем самым поддерживать поставки продовольствия.

  1. Здоровая и устойчивая пищевая среда

Основным препятствием для перехода на более здоровое и устойчивое питание является не отсутствие интереса со стороны потребителей, а скорее ограничения рынка, которые часто затрудняют создание рациона с высоким содержанием свежих и минимально обработанных продуктов и низким содержанием сверхпереработанных продуктов, особенно тех, которые содержат избыток соли, сахара или жира. Более здоровые продукты часто менее доступны по цене, их не так удобно покупать, а иногда и вовсе невозможно.

Мы должны создать такую продовольственную среду, которая стимулирует и дает возможность выбора, делая здоровое и устойчивое питание самым легким выбором.

Чтобы поддержать развитие здоровой и устойчивой пищевой среды, правительства должны:

Установить стандарты здорового питанияустановление ограничений на содержание сахара, соли и жира в продуктах питания может помочь защитить потребителей и стимулировать изменение состава продуктов для удовлетворения потребностей в питательных веществах. Эти стандарты также должны определять государственные закупки продуктов питания, обеспечивая предоставление здоровых и устойчивых рационов в школах и других местах общественного питания.

Стимулирование здоровых и устойчивых вариантов с помощью фискальной политикиповышение налогов на продукты и напитки с избыточным содержанием соли, сахара или жира может быть эффективным способом стимулирования доступности здорового питания. Такие налоги должны сопровождаться социальными выплатами и субсидиями на более здоровые и устойчивые продукты, чтобы гарантировать, что здоровые продукты питания остаются доступными для всех.

Ограничить маркетинг нездоровой пищи – от дизайна продуктов до рекламы, маркетинг часто используется для того, чтобы направить потребителей в сторону нездорового выбора. Необходимо ввести обязательные ограничения на маркетинг и рекламные акции для детей и других уязвимых потребителей, охватывающие все каналы коммуникации, включая упаковку продуктов и цифровые платформы. Необходимо также усилить регулирование для защиты конфиденциальности потребителей в Интернете, обеспечив соблюдение прав на персональные данные.

  1. Справедливые и устойчивые продовольственные системы

Создание продовольственных систем, обеспечивающих соблюдение прав и потребностей потребителей, потребует преобразований на всех этапах цепочки создания стоимости; развитие устойчивых продовольственных систем замкнутого цикла является необходимым шагом на пути к удовлетворению права потребителей на здоровую окружающую среду. Кроме того, существует широкая потребительская поддержка справедливых и инклюзивных цепочек создания стоимости. Необходимо разработать международные стандарты для поддержки справедливых и устойчивых продовольственных систем и обеспечить их большую совместимость с торговой политикой, чтобы эти стандарты не подвергались оспариванию.

Для продвижения справедливости и устойчивости в продовольственных системах правительствам следует:

Обеспечить прослеживаемость и прозрачность по всей цепочке создания стоимости – существует острая необходимость в глобальных стандартах по прослеживаемости цепочек создания стоимости, предоставляющих четкую информацию о происхождении

всех продуктов питания, включая данные о социальном и экологическом ущербе. Эта информация позволит улучшить информирование потребителей, а также будет стимулировать изменения во всей цепочке создания стоимости, и позволит правительствам пресекать недобросовестные практики.

Поддержка развития местных продовольственных систем и агроэкологии – укрепление местных продовольственных систем может помочь снизить воздействие на окружающую среду, а также повысить вовлеченность потребителей в продовольственные системы и обеспечить большую прозрачность. Правительства должны поддерживать цепочки создания стоимости, связывающие потребителей напрямую с производителями (особенно с мелкими и агроэкологическими производителями), и использовать субсидии для стимулирования устойчивого производства.

Инвестировать в инфраструктуру для сокращения потерь продуктов питания и пищевых отходов – устранение потерь продуктов питания и пищевых отходов имеет важное значение для создания более эффективных продовольственных систем, но бремя этого процесса не может быть возложено на потребителя. Правительства должны инвестировать в экономику замкнутого цикла, чтобы максимально облегчить потребителям переработку пищевых отходов и упаковки, а также принять меры по обеспечению и стимулированию сокращения потерь продуктов питания и пищевых отходов на всех этапах цепочки создания стоимости.

  1. Потребительская информация

Преобразование информации для потребителей является жизненно важным сквозным элементом преобразования продовольственных систем. Сама по себе информация мало что может сделать для преодоления барьеров доступа, наличия и приемлемой цены, которые ограничивают выбор многих потребителей, но с учетом растущего числа желающих и способных сделать выбор, который может стимулировать изменения на всех этапах создания стоимости, очевидно, что качество информации должно быть улучшено, а угроза дезинформации должна быть устранена.

Основные действия, необходимые для формирования будущего потребительской информации, включают:

Установление четких стандартов маркировки продуктов питания – опираясь на рекомендации Всемирной организации здравоохранения и ее региональных офисов, правительства должны разработать стандарты маркировки продуктов питания, которые прошли независимую проверку и просты для понимания потребителями, например, предупреждающих надписей на вредных продуктах или системы «светофор». Также срочно необходим международный стандарт маркировки устойчивости, хотя он должен дополняться активными усилиями по борьбе с неустойчивыми продуктами и практиками.

Продвигать национальные руководства по здоровому и устойчивому питаниюнациональные руководства по питанию являются прочной основой для просвещения и информирования потребителей, а также могут способствовать установлению стандартов на продукты питания и разработке политики. Даже там, где руководящие принципы уже разработаны, необходимо сделать больше для повышения осведомленности потребителей (в том числе путем надлежащих инвестиций в образование), а также для обеспечения того, чтобы все участники продовольственных систем работали над соблюдением этих руководств.

Принять меры против недостоверных утверждений – помимо повышения качества информации, необходимо также пресекать попытки ввести потребителей в заблуждение, особенно с помощью маркетинга и рекламы. Необходимы четкие, независимо проверяемые стандарты для блокирования вводящих в заблуждение заявлений о питательных или экологических свойствах продуктов питания.