Лишние люди: в России могут узаконить овербукинг

овербукингОвербукинг – это сверхбронирование. То есть когда на рейс продают билетов больше, чем мест в салоне. Основанием для такого нововведения авиакомпании посчитали тот факт, что нередко люди покупают билеты, но в силу разных причин не улетают этим рейсом. В итоге салон самолета оказывается незаполненным. При овербукинге подобные ситуации будут сведены к минимуму (скорее всего, их не станет вовсе).

Так что авиакомпании от нововведения только выиграют. Чего нельзя сказать о пассажирах. Ведь кто-то из них не сможет улететь своим рейсом.

Недавно в Общественной палате РФ прошли «нулевые» чтения законопроекта о билетном овербукинге. Эксперты оценили его как «незаконное ограничение перевозчиком своей ответственности перед пассажиром». Действительно, документ «сырой». Пока непонятны льготные категории – то есть те люди, которые улетят на своем рейсе в любом случае (это могут быть пенсионеры, пассажиры «стыковочных рейсов» и т.д.) Также не доработан вопрос о размере компенсаций не улетевшим пассажирам. Когда все это пропишут, шансы на принятие закона значительно возрастут.

Если овербукинг разрешат, то права потребителей будут нарушены. Никакие выплаты неулетевшим свои пассажирам (а размер компенсаций составит в среднем от 12 до 28 тыс. рублей) не компенсируют моральных издержек. И еще не будем забывать о потерянном времени. Когда будет следующий рейс – неизвестно, но уж явно, что не через пару минут после только что улетевшего самолета, на который был приобретен билет. А кто ответит за сорванные деловые встречи, лечение, пропавшие дни отдыха?

В целом овербукинг противоречит и Закону «О защите прав потребителей», который гарантирует людям право на информацию об услугах и содержит положения об ответственности исполнителя за ненадлежащие сведения об услуге. Из-за овербукинга никаких точных сведений о перелете пассажир получить не сможет. Он никогда не будет точно знать, когда прибудет к месту назначения.

«Лично я – против овербукинга. Использовать овербукинг на не очень популярных направлениях нет экономического смысла, так как там все равно есть свободные места. Значит, он будет использоваться в горячие сезоны или на загруженных направлениях. При этом не очень понятно, как будет выстроен механизм компенсаций: будут ли компенсироваться косвенные убытки (сорванные сделки, потерянный день отдыха и т.п.)», – комментирует инициативу юрист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк.

Сторонники законопроекта говорят о том, что овербукинг снизит цены на билеты. Но никаких реальных оснований для этого нет.

«Теоретически билеты должны быть дешевле, так как из цены билетов должны быть убраны риски, связанные с низкой наполняемостью салона. Но на практике нет никакой уверенности в том, что это произойдет. Поскольку авиакомпании будут закладывать в цену билетов риски, связанные с выплатой компенсаций не попавшим на рейс пассажирам», – говорит Диана Сорк.

Получается, при овербукинге пассажиры просто заплатят за риски авиакомпаний. К слову, инициатором этой идеи был «Аэрофлот». Против выступало «Трансаэро». Сейчас противников из среды авиаперевозчиков не осталось. (http://www.newsru.com/finance/08sep2015/aerotrans.html)

Сами потребители оценивают сверхбронирование негативно. По данным портала Kupibilet.ru, 81% людей считают, что закон об овербукинге будет ущемлять их права.