«В России нет культуры требования качественных услуг»

Управляющие компании накажут за плохую работу

KMO_150357_00002_1_t218_155238

Россияне смогут получить компенсации за некачественные коммунальные услуги. В понедельник в силу вступил закон, который вводит наказание для управляющих компаний за неубранный мусор или, к примеру, неправильно выписанные платежи и мутную воду в кране. Управдом будет обязан не только исправить нарушение, но и возместить ущерб владельцу квартиры. Однако деньги на руки жильцы получить не смогут — штраф вычтут из суммы в квитанции за следующий месяц, то есть управляющая компания сама оплатит свои услуги. За постоянные нарушения ей будет грозить отзыв лицензии. Это уже не первый шаг на пути к защите интересов собственников, отметил зампред комитета Госдумы по жилищной политике Александр Сидякин.

«Осталось сделать немногое: заставить отвечать финансово управляющие организации, ресурсообладающие организации, которые поставляют в дом тепло, газ, свет, воду. Когда эти услуги некачественные или не поставлены, по ним выставлен счет как за нормально оказанную услугу, и это выясняется в результате разбирательств, то должны выплачиваться штрафы в пользу собственника. За неправильно выставленные счета — 50% от суммы неправильно выставленного счета, если услуга некачественно оказана — температура в помещении ниже установленных нормативов или подача воды идет ниже установленных нормативов, то штраф идет 25% от начислений», — сообщил Сидякин «Коммерсантъ FM».

Чтобы получить компенсацию, жильцу придется доказать мошенничество управляющей компании в суде, а перед этим нужно подать жалобу в государственную жилищную инспекцию. Та выяснит, кто будет отвечать — поставщик услуг или управдом. Ежегодно 10 тыс. граждан судятся с управляющими компаниями, но услуги ЖКХ в России не становятся лучше, отметил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

«Ключевая проблема состоит в том, что, несмотря на то, что люди сейчас судятся, число этих дел мизерно по сравнению с тем безобразием, которое в сфере ЖКХ творится. И это будет постоянно, пока помимо штрафов и судов не появится простых механизмов, таких как, например, коллективный иск, которые позволят практически всем жителям района, поставившим там галочку, заявлять имущественные требования к поставщику услуги. К сожалению, законодатели не предусматривают упрощенные процедуры массовых исков, которые бы давили на поставщиков», — подчеркнул Янин.

Оценкой качества услуг в сфере ЖКХ должны заниматься эксперты, а не сами собственники квартир, считает сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Вячеслав Гуменюк.

«Граждане не обращают внимания на качество этих услуг. Вряд ли люди будут добиваться перерасчета: нет такой культуры — требовать качественных услуг. Это непростое дело — оценка качества услуг: это должен оценивать либо председатель ТСЖ, либо председатель совета дома, если он имеет соответствующие полномочия, но он должен в этом разбираться, он должен знать, в том числе, как мыть пол или делать сухую уборку, не говоря уже о других, более сложных работах», — полагает Гуменюк.

В перечне обязательных услуг управляющих компаний — более 300 видов работ. В их числе не только мытье полов в подъезде и вывоз мусора, а также, например, ежеквартальное обследование конструкций дома.

Источник: http://www.kommersant.ru/