Банки vs заемщики?

e59964d57fabdf3f4d2955af65065491Результаты финансового мониторинга КонфОП были представлены на круглом столе

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) представила на круглом столе в РИА-Новости отчет «О состоянии прав и интересов заемщиков в России на рынке кредитования». Исследование проводится совместно с Consumers International по заказу Министерства финансов. Это уже третья волна независимого мониторинга.

Год назад вступил в силу закон о потребительском кредите. Что изменилось в работе кредитных организаций с тех пор?

По словам председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, «в ходе мониторинга мы увидели, что закон помог решить две проблемы. Во-первых, он практически полностью ликвидировал скрытые банковские комиссии при кредитовании. Во-вторых, снизил штрафы за просрочку в тех случаях, когда заемщик вовремя не вносит очередной платеж».

Действительно, год назад комиссию за рассмотрение кредитной заявки брали 20% банков. Этот вид доходов был весьма значимым в их бизнесе. Сейчас ни один из исследованных КонфОП кредиторов не прибегает к этому.

В рамках мониторинга были исследованы 25 банков-лидеров в каждой из областей кредитования и 20 микрофинансовых организаций.

Что касается деятельности последних, то здесь еще предстоит решить много задач. Самая главная – ростовщические проценты, которыми «грешат» многие МФО. Несмотря на то, что закон о потребкредите устанавливает необходимость раскрывать полную стоимость займа, которую регулярно мониторит Центральный банк, ставки в 600-800% годовых остались, что представляется недопустимым.

По-прежнему в большинстве кредитных организаций есть сложности с реструктуризацией кредитов. Особенно эти программы нужны валютным заемщикам, платежи которых выросли в разы, а доходы остались на прежнем уровне. Реструктуризацию по валютной ипотеке предлагает только 8% банков. А в это время люди уже начинают терять приобретенное жилье. И, что самое страшное, остаются при этом с долгами перед банками. Ведь полученных от продажи недвижимости денег – из-за удешевления недвижимости и падения курса рубля – не хватает для того, чтобы полностью расплатиться с кредиторами.

Как и раньше, процветает и банкострахование. Многие банки не выдают кредиты без страховки. Причем приобретать ее нужно только в конкретных страховых компаниях, которые не всегда предлагают выгодные для заемщиков условия. При этом выгодоприобретателем при наступлении страхового случая всегда является банк.

Эти задачи необходимо решать. Чтобы сфера потребительского кредитования стала действительно прозрачной и честной по отношению к заемщикам.

Кроме того, по словам стратегического координатора Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анны Зеленцовой, «нужно вводить в правовое поле работу коллекторов; принять закон о финансовом омбудсмене; сделать так, чтобы система досудебного разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями стала более ясной и удобной для граждан».

«Мы наделись, что часть проблем решит закон о банкротстве физлиц. Он мог бы помочь людям, которые попали в финансовую кабалу из-за недостоверно предоставленной информации о стоимости кредита, навязанных страховках. Закон принят, но его вступление в силу отодвинуто на 1 октября этого года», – отметил Дмитрий Янин.

«В закон о банкротстве в существующем сейчас виде может быть внесено много изменений, в частности, в вопросе подведомственности рассмотрения дел», – подчеркнул начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

В своем докладе он рассказал о некоторых итогах деятельности своего ведомства. В прошлом году наметилось увеличение количества обращений граждан по вопросам нарушениям прав потребителей в финансовой сфере. Эта тенденция продолжается уже не первый год. Растет количество обращений и в Банк России. Только за первое полугодие – было получено столько жалоб, сколько за весь прошлый год. «Они и будут расти. Для этого есть все основания», – уверен Олег Прусаков.

По его мнению, «надзор сейчас регламентирован, он не является беспредельным, и эта регламентация только усиливается. Было бы правильно, чтобы в будущем в качестве мегарегулятора выступали сами потребители».