Ущерб, причиненный потребителю в результате обрыва труб горячего водоснабжения, замененных в ходе реализации адресной программы капитального ремонта

Ущерб, причиненный потребителю в результате обрыва труб горячего водоснабжения, замененных в ходе реализации адресной программы капитального ремонта муниципального образования «город Екатеринбург», подлежит возмещению подрядной организацией, несмотря на отсутствие договорных отношений между потребителем и подрядчиком.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В силу ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ – это объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Таким образом, поскольку истец является членом ТСЖ, договор между ТСЖ и подрядной организацией заключен на основании решения общего собрания членов ТСЖ и в интересах последних, фактически истец в лице ТСЖ вступил в договорные отношения с подрядной организацией и является потребителем выполненных последним работ.

Кроме того, в соответствии со ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

При этом вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (п. 2 ст. 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации), и продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст. 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав м потребителей», согласно которой право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Поскольку работы, выполненные подрядной организацией, использовались истцом в потребительских целях, что никем не оспорено и не опровергнуто, истец является потребителем, а подрядная организация – исполнителем в смысле Закона РФ «О защите прав потребителей». Соответственно, с учетом приведенных выше нормативных положений, правовые основания для возложения на подрядную организацию ответственности за причиненный истцу вред имелись. (дело № 33–9003/2011).