Поздравляем со Всемирным днем прав потребителей 2022!

15 марта ежегодно отмечается Всемирный день прав потребителей. Поздравляем всех коллег с профессиональным праздником! Тема 2022 года – «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Каждый год 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей, повышая глобальную осведомленность о проблемах потребителей и способах защитить их права. В 2022 году внимание потребительских организаций обращено в цифровым финансовым услугам. Потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и которые будут держать данные пользователей под защитой.  

В условиях быстро меняющегося рынка Всемирный день защиты прав потребителей даст импульс первому глобальному обсуждению цифровых финансовых услуг, основной фокус которого – улучшение положения потребителей.

Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг.

За недолгие годы повсеместного распространения цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире:  

  • Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. (Juniper Research, 2020).
  • В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих платежи в цифровом формате, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex 2017). 
  • 39% компаний придают внедрению финтеха первостепенное значение – это подчеркивает всемирный спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020). 

Однако распространение цифровых финансовых услугпривело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа – уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные деньги. 

Существуют убедительные доказательства того, что эти риски возросли в последние годы, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили. Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального и скоординированного подхода. В частности, быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию.

Сейчас как никогда важно выработать совместный подход к тому, какими характеристиками обладают справедливые финансовые услуги в цифровом мире, и какую роль финансовые услуги, ориентированные на потребителя, могут играть в решении таких глобальных задач, как устойчивое развитие. 2022 год станет решающим моментом для перемен в связи с предстоящими событиями, такими как пересмотр Высокоуровневых принципов защиты прав потребителей финансовых услуг G20/ОЭСР.

Предыдущие работы Всемирной организации потребителей по данной теме: Банковское дело будущего: Исследование FinTech и интересов потребителей и Роль потребительских организаций в поддержке потребителей финансовых услуг в странах с низким и среднем уровнем дохода.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) присоединится к потребительскому движению и примет участие в Форуме Всемирной организации потребителей. В 2022 году КонфОП продолжит свою многолетнюю работу по защите прав потребителей финансовых услуг и в марте запустит проект «Развитие потенциала некоммерческих организаций для решения проблем закредитованности граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию», нацеленный на повышение потенциала и расширение компетенций НКО в 6 регионах России в части консультирования граждан по вопросам банкротства и на обеспечение эффективного информирования закредитованных граждан по всем аспектам банкротства. Проект финансируется из средств Фонда президентских грантов.