Эксперты рассказали об уловках интернет-ретейлеров

Потребителю нужно сверять стоимость у разных продавцов, отметил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин

На что обращать внимание потребителю при покупке повседневных товаров, почему в ближайшее время реальных распродаж будет меньше, какие уловки применяют интернет-ретейлеры и как их избежать, рассказали ТАСС эксперты по случаю Дня защиты прав потребителей, который приходится на 15 марта.

Распродаж будет меньше

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин отмечает, что уровень расходов компаний вырос по многим направлениям. И если раньше некоторые ретейлеры могли даже имитировать скидку, то сейчас эта ситуация может и вовсе выглядеть абсурдно.

“Нужно внимательно относиться к рекламным акциям, которые апеллируют к понятию “старая” цена, потому что можно зафиксировать цену на пике стоимости и продавать по ней. “Старая” цена – это может быть цена минуту назад, она может быть любой. Согласно исследованиям на зарубежных рынках, 90% товаров, которые участвовали в распродаже, до или после нее были дешевле, и только 10% товаров реально распродавались. Сейчас реальных распродаж будет еще меньше, потому что уровень расходов компаний вырос”, – сказал Янин.

Он добавил, что потребителю стоит спокойно реагировать на маркетинговые заявления и сверять стоимость у разных продавцов.

Тактика потребителя

Янин также отмечает, что рост цен затронул все группы товаров, причем не только импортные, но и отечественные, так как они зависят от импортного сырья. Однако пока не по всем товарам отыграно резкое колебание стоимости рубля. В частности, по автомобилям повышение не столь резкое, как могло бы быть.

По его словам, в течение ближайших недель – месяцев обвал валюты будет сильно влиять на потребительский рынок. Однако производители понимают, что повышение цены должно быть плавным, постепенным.

“Если вы видите, что вещь подорожала, то можно посчитать, насколько это соответствует росту курса рубля. И если без нее можно обойтись, то лучше не покупать”, – советует эксперт.

Янин уверен, что неминуемо будет развиваться тенденция по снижению объемов фасованных товаров в упаковке – для удержания стоимости на полке за единицу товара. “Поэтому напрашивается решение правительства в части обязательности указания двух цен на ценнике – за пачку и за единицу веса, это бы позволяло видеть реальную стоимость товара”, – добавил эксперт.

Розница – не враг потребителю

По мнению Янина, сейчас розница – не враг потребителю, а партнер и проводник для товаров, которые стали пользоваться большим спросом с конца февраля.

“Если говорить о рынке продовольствия, я бы предложил на время перестать представлять торговые компании как желающими заработать на беде людей. Это не так. Жалобы, которые бывают из-за разницы между суммой на полке и в чеке – результат того, что де факто произошел обвал рубля, и цены были увеличены поставщиками. В большом супермаркете, например, более 10 тысяч позиций, поменять такое число ценников одномоментно очень сложно”, – отмечает эксперт.

В этой ситуации потребитель может попросить продать товар по той цене, которая указана в ценнике. “Но жаловаться, оформлять юридически претензии будет несправедливо, потому что для ретейла это тоже испытание”, – добавил Янин.

Он призывает также с пониманием относиться к ограничениям по продажам товаров в одни руки. “Это, конечно, не рыночные меры. Но к такому ограничению в объемах по дефицитным товарным группам нужно привыкать, потому что альтернатива этому – пустые полки”, – подчеркнул эксперт.

Базовые правила безопасности интернет-покупок

Руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров перечислил основные уловки онлайн-продавцов, к которым они прибегают, чтобы переключить внимание покупателя и придать повышенную ценность своему торговому предложению.

Так, помимо огромных скидок на товары с предварительно завышенной ценой ретейлеры применяют таймер: ограниченная по времени распродажа всегда подстегивает потребителей оставить критическое мышление и купить здесь и сейчас.

Также продавцы применяют маркер, что число товара ограничено, хотя это может быть не так. “Видя ограниченное число товара, нередко люди совершают необдуманные покупки, которые, по большому счету, им не нужны”, – отмечает Бодров.

Не стоит забывать, что, помимо маркетологов, такими же уловками охотно пользуются и мошенники, создавая фейковые сайты в периоды крупных распродаж. “Поэтому стоит перепроверять тот сайт, на котором вы находитесь. Не переходите по ссылкам из писем с рекламными сообщениями, а самостоятельно вбивайте адрес интернет-магазина и ищите нужный вам товар. Следует помнить, что крупная скидка – это не повод для радости, а наоборот – повод насторожится и проверить продавца”, – подчеркнул Бодров.

Вернуть продукты в магазин, если они просрочены, – можно

В пресс-службе Роскачества напомнили о нескольких базовых правах потребителя в традиционной рознице.

По общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том случае, если покупатель передумал их приобретать сразу же после оплаты. Однако потребители имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным способом испорчены в магазине.

“Чтобы вернуть просроченный продукт, обратитесь в магазин – лучше в день покупки. Принесите с собой испорченный товар, чек или его копию (кстати, если чек не сохранился, это не повод отказать вам), документ, подтверждающий личность и банковскую карту (если вы оплачивали товар картой). Обратитесь к администратору, опишите ситуацию и попросите вернуть вам деньги за некачественный товар. Вернуть товар, если его срок годности истек до даты покупки, можно на основании статьи 18 закона “О защите прав потребителей”- отметили в пресс-службе Роскачества.

Съесть или выпить что-то до оплаты на кассе

Товар считается вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. “На практике охрана магазина не реагирует на подобные “вольности”, если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет ее на кассе. А вот если этого не сделать и “забыть” упаковку в торговом зале, то, получается, вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УК РФ – кража”, – отметили в Роскачестве.

Вернуть деньги за товар, который не покупали

Когда покупок много, а итоговая сумма большая, мало кто проверяет список пробитых товаров. А в чеки может закрадываться ошибка. Например, появился лишний товар или количество однотипных товаров стало больше.

“Потребитель имеет право вернуть деньги, потраченные на неполученный товар. Вначале необходимо обратиться в магазин, показать чек, попросить сверить список товаров, а если урегулировать ситуацию таким способом не получится – писать жалобу администрации или обращаться в Роспотребнадзор”, – заключили в Роскачестве.

Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта.