Эксперты оценили вероятность импортозамещения кофе

По мнению главы Минпромторга России Дениса Мантурова, российским торговым сетям нужно уделить больше внимания продвижению отечественных товаров, чтобы закупки у внутренних производителей стали приоритетом. Процесс импорозамещения длится в нашей стране уже не первый год. Насколько Россия справляется с трудноразрешимой задачей по насыщению внутреннего рынка собственной оригинальной продукцией, попытался объяснить председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий ЯНИН.

Бразильские зерна заменим на цикорий
ФОТО: UNSPLASH.COM

— Процесс импорозамещения в России превращается в системную практику уклада национальной экономики. Помогает? Или мы остались на позициях, достигнутых десять лет назад?

— Согласно официальным данным, с 2014 года завершено уже более полутора тысяч проектов по импортозамещению: запущено производство полного цикла по выпуску специальной обуви для медицинских работников, импортные конструкционные пластмассы полностью замещены отечественными продуктом, запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли…

— Вы говорите о непонятных для обыкновенных людей сферах.

— Могу объяснить для рядовых обывателей. В плане экспорта у нас ничего не изменилось — отправляем за рубеж газ и нефть. На этом и зарабатываем.

— А что получаем? В плане импорта наверняка возникают проблемы? Что потеряем и сможем ли заменить?

— В мире существует не так много государств, способных полностью обеспечить внутренний рынок собственной продукцией. Большинство таких стран находятся в самом низу международной экономической линейки. Такие державы закрывают национальный рынок только за счет поставок совершенно обыденных товаров, удовлетворяющих насущные потребности населения. Обычно такие страны относят к категории самых нищих регионов планеты: поскольку их жители будут довольны самыми элементарными товарами — незамысловатыми продуктами питания и предельно простыми техническими приспособлениями, то даже не задумываются о прогрессе».

— О чем идет речь? Мы тоже самые нищие?

— Россия отличается от слаборазвитых в экономическом направлении стран как по уровню дохода населения, так и потребительским потребностям. Наши соотечественники привыкли покупать чай и кофе достойного качества; выбирать одежду и обувь, засматриваясь на западные лекала; делать ставку на иностранные автомобили… То есть, мы приучили себя жить с оглядкой на зарубежную продукцию. Теперь же придется перестраивать собственные, уже ставшие частью жизни приоритеты. Это очень сложно: отказываться от бразильского кофе в пользу цикория, а вместо французских духов использовать отечественный парфюм и так далее. Итогом станет появление дефицита и распространение «серого» рынка продажи недоступного экспорта, а, соответственно, возникновение массовых подделок, которые окажется крайне трудно отличить от оригинала. Для избежания теневых схем импорта, явно недоступного для отечественного производства, государству придется потрудиться, причем средства надо будет вкладывать не только в производство отечественных товаров, но и усиление борьбы с торговыми фирмами, не гнушающимися продавать сомнительные изделия».

Источник