Эксперты исключили возможность дефицита товаров первой необходимости

Эксперты перечислили категории товаров, дефицита которых не может быть в России

В связи с введением рядом стран Запада антироссийских санкций некоторые иностранные компании начали приостанавливать свою работу в России. На фоне ограничений курс рубля начал падать, а цены на товары — расти. В Минпромторге РФ пошли навстречу крупным торговым сетям и разрешили ограничить продажу ряда товаров в одни руки для борьбы с перекупщиками, чтобы минимизировать риски приобретения спекулянтами социально значимых продуктов, по которым установлена минимальная наценка. Минпромторг и Минсельхоз поддержали инициативу ритейлеров.

«Известия» опросили экспертов в четверг, 17 марта, и выяснили, дефицита каких товаров в России точно не стоит ожидать.

Так, Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), отметил, что дефицит не коснется соли, спичек и простой посуды.

Дарья Акимова, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech, считает, что какие-то конкретные бренды могут уйти из России, но утверждать, что возникнет нехватка определенных видов товаров, сейчас не стоит.

 

«Даже если мы говорим о каких-то конкретных брендах, которые решили приостановить работу в России или закрыть инвестиционные проекты, или же приостановить производство некоторых линеек, они по большому счету просто выжидают, чтобы понять, в какой реальности они окажутся и как им строить работу дальше. Оценивают свои возможности и возможности экономические и уже будут принимать решение о том, возобновлять ли работу и в каком формате ее возобновлять по мере прояснения ситуации», — полагает она.

Эксперт отметила, что нишу ушедших брендов всё равно займут те, кто останется на нашем рынке.

У российского потребителя всё равно будет и чай, и соки, и газировка, рассказала Акимова. По ее словам, российский аналог Pepsi и Coca-Cola — «Фантола» — сейчас активно завоевывает своего потребителя. По сути, это те же лимонады, пояснила она.

Большинству крупных западных компаний полное прекращение бизнеса в России обойдется дороже, чем его продолжение, полагает аналитик.

«Пауза сейчас как раз-таки связана с поиском выхода из сложившейся ситуации, с поиском баланса в новой экономической реальности и перестраиванием привычных моделей», — сказала специалист.

Российская экономика уже сталкивалась с санкциями в 2014 году, напомнила Акимова. Вопрос импортозамещения встал тогда очень остро, с некоторыми группами товаров действительно возникли большие проблемы. Сейчас же все подготовлены, база импортозамещения уже сформирована с того времени, сказала она.

Руководитель отдела аналитики NTech утверждает, что в настоящее время Россия полностью обеспечивает себя зерном, сахаром, мясом и растительным маслом. Яйцами, картофелем, овощами и некоторыми фруктами страна обеспечивает себя на 80–85% от общей доли потребления. Рыбой россияне в целом обеспечены, за исключением морепродуктов.

«Что касается рыбы, у нас есть некий общий экспортный баланс: мы сами продаем тихоокеанскую сельдь, а ввозим атлантическую; у нас не хватает агрокультурной дорады, семги, сибаса, и за счет других своих видов рыбы эту схему выравниваем», — пояснила она.

Молочной продукцией, включая сыр, Россия обеспечена на 80%. Если учесть поставки из соседней Белоруссии, то и вовсе практически на 100%, подчеркнула специалист.

Из импортных продуктов страна закупает: чай, кофе, часть мясной, масложировой продукции, часть экзотических фруктов и ягод, цитрусовых, некоторые виды рыбы и морепродуктов.

«Есть доля позиций, которые мы не можем выращивать в нашей стране в силу климата. При этом если говорить о самых крупных поставщиках этих видов товаров, все они не из тех стран, которые ввели против нас санкции», — сообщила аналитик.

По ее словам, страны, которые ввели санкции, не являются крупными поставщиками продуктов для России.

Однако даже государства, которые ввели ограничения, могут пересмотреть сценарии поставок, искать обходные пути. Например, основными поставщиками оливкового масла в Россию являются не самые богатые страны Евросоюза — Италия, Испания и Греция, и для них экспорт оливкового масла является хорошей статьей дохода, полагает она.

«Вполне возможно, что будут найдены новые транспортные и логистические пути, а также пересмотрены варианты сотрудничества с РФ», — считает собеседница.

15 марта профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод призвал россиян, делающих запасы из-за боязни подорожания товаров, не опустошать полки магазинов.

Вице-премьер Виктория Абрамченко также заверила, что в России нет риска возникновения дефицита продуктов питания из-за санкций. Она сказала, что Москва расширяет поставки из дружественных стран.

13 марта спикер Госдумы Володин заявил о недопустимости искусственного повышения цен на российские продукты под прикрытием санкций. По его словам, поставщики располагают необходимыми запасами товаров, дефицита нет, поэтому в этом случае рост цен носит необоснованный характер.

9 марта в Госдуме предложили законодательно закрепить цены на социально значимые товары. Там отметили, что рост цен на импортную продукцию можно понять, но подорожание российских товаров «связано с желанием коммерсантов зафиксировать свою прибыль в валюте и нажиться на общей непростой ситуации».

Санкции Запада последовали после начала РФ операции по защите Донбасса, о которой Москва объявила 24 февраля. Несколькими днями ранее ситуация в регионе обострилась из-за обстрелов со стороны украинских военных. Власти Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) объявили об эвакуации мирных жителей в РФ.

Президент России Владимир Путин 21 февраля подписал указ о признании независимости ЛНР и ДНР, а также договоры о дружбе и взаимопомощи.

Источник