Его защиту первыми получат владельцы полисов
ЦБ готовит рынки к введению нового закона о работе финансового омбудсмена, к которому граждане должны обращаться до суда с финансовыми организациями. Страховщики ОСАГО станут первым сегментом, который в обязательном порядке будет вовлечен в сферу деятельности финансового уполномоченного. На страховом рынке ЦБ планирует опробовать еще одну новацию — создание рейтинга качества работы компаний. Сами страховщики ждут от финомбудсмена защиты от автоюристов — в 2017 году они обошлись рынку в 30 млрд руб.
Как сообщил на семинаре ЦБ глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, страховщики станут первым сегментом финрынка, который будет вовлечен в работу финуполномоченного. Закон о создании такого института президент подписал в начале июня, с 31 мая 2019 года все споры по ОСАГО будут рассматриваться омбудсменом. «Почему ОСАГО? Тут больше всего типовых споров»,— поясняет господин Мамута. В 2017 году в суды поступило более 390 тыс. исков, а в ЦБ — 38 тыс. жалоб на неправильные расчеты страховщиков. В остальных видах страхования рассмотрение споров у уполномоченного станет обязательным осенью 2019 года, рассказал Михаил Мамута. В 2017 году в суды поступило более 19 тыс. исков по каско и 21 тыс. по иным видам имущественного страхования, количество жалоб в ЦБ на страховщиков (кроме ОСАГО) составило 12 тыс.
В мировой практике до 80% претензий потребителей решается в претензионном порядке — на это рассчитывает и регулятор.
«Для тех, кто подает жалобы электронным образом, срок рассмотрения сокращается до 15 дней. Обращения для граждан будут бесплатными — это институт для защиты слабой стороны»,— поясняет господин Мамута. Однако если потребитель продал требования юридической компании, посредник уже не является слабой стороной, и закон предусматривает взимание с него платы — ее будет устанавливать совет омбудсмена.
Статистика работы уполномоченного будет публичной для максимальной прозрачности деятельности самих омбудсменов и для информирования потребителя, говорят в ЦБ. Эти данные могут лечь в основу рейтинга качества страховщиков, о создании которого заявил в начале июня первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Регулятор изучил опыт Португалии и Великобритании, где рейтинг (рэнкинг) строится на соотношении числа жалоб на компанию с количеством ее активных договоров. Данные же о том, как страховщик решил проблему клиента, могут служить для оценки потребительского доверия. «По рэнкингу надо обработать методологию, поскольку речь идет о чувствительной информации, и выстроить необходимую правовую конструкцию, у нас такое в планах на этот год»,— заявил “Ъ” господин Мамута.
Страховое лобби уже заявило о поддержке закона о финомбудсмене. Как рассчитывает глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, «число судов по ОСАГО сократится многократно». По данным РСА, сейчас в структуре судебных разбирательств сокращается размер тела спора и растет доля накладных расходов — это косвенное подтверждение активности недобросовестных автопосредников. По оценкам члена президиума союза, «очевидно, что рынку содержать омбудсмена выгоднее, чем кормить автоюристов, ущерб от которых в прошлом году составил 30 млрд руб.».
Кандидатуру главного финуполномоченного утверждает совет директоров ЦБ по согласованию с президентом. Как сообщило вчера агентство ТАСС, в качестве одного из кандидатов на этот пост рассматривается глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. Сам господин Климов сказал “Ъ”, что предложения не получал — но уверен, что досудебное урегулирование споров сократит издержки — как для потребителей, так и для страховщиков.
Источник: https://www.kommersant.ru