Предварительная бирка: как устроен обман с двойным ценником в магазине

В разных регионах страны потребители обращают внимание на несоответствие магазинных ценников и реальной стоимости продукта на кассе. Уже не новая уловка становится социально значимой проблемой на фоне санкционного давления на российскую экономику. Что стоит за подменой: оплошность персонала, объективные технические трудности или корысть недобросовестных продавцов — выясняли «Известия».

Фокус с цифрами

Сразу в нескольких регионах с начала марта фиксируются массовые жалобы на несоответствие ценников на продукты на магазинных полках их действительной стоимости при оплате на кассе. Негативными комментариями потребителей наполнены районные паблики российских городов. Жители Сургута уличили в подобных фактах местные магазины, о чем поделились в тех же соцсетях. Также горожане столкнулись и с отсутствием ценников на витринах. Местное подразделение Роспотребнадзора назвало такие случаи нарушением прав потребителей и порекомендовало обращаться к продавцам для устранения недочетов. Похожая тенденция отмечается и в Самарской области — несоответствие цифр вызывает массовое негодование у потребителей. До 50 звонков в день с жалобами на несоответствие ценника и реальной стоимости поступает в администрацию Хабаровска. Об этом сообщил завсектором по защите прав потребителей в сфере торговли и бытового обслуживания горадминистрации Алексей Кондратьев местным журналистам.

«Конечно, это незаконно. Есть правила продажи товаров по договору купли-продажи. Так вот там написано, что на каждом товаре должен быть ценник. Да, сейчас ценники меняются, и может быть ситуация, когда стоимость товара, который лежит на полке, обозначена, к примеру, в 500 рублей, а на кассе вам пробивают его за 600 или все 700 рублей. Нет! Крупу, консервы или овощи должны продавать по той цене, которая указана на ценнике», — цитирует чиновника ИА ХКС.

В Зее (Амурская область) территориальное подразделение Роспотребнадзора зафиксировало жалобы на местных продавцов сигарет. Сотрудники надзорной инстанции запротоколировали нарушение.

«В мэрии Зеи напоминают, что продажа табачной продукции по ценам ниже минимальных розничных или выше максимальных запрещена», — говорится в сообщении местных властей.

В Тюмени несколько магазинов практикуют незаконную схему с уточнением цены на кассе, пишет ura.ru. Местные жители пожаловались журналистам на крупный магазин одежды, который делает накрутку на товар, причем официально предупреждает об этом, тем самым создавая иллюзию легитимности таких мер. Такую же практику взял на вооружение сетевой алкомаркет, используя для подобных целей «дежурную» табличку «переучет». Местный отдел Роспотребнадзора уже назвал такие действия противоречащими административному законодательству.

В столице один из сетевых магазинов электроники еще в начале марта придумал отсылать клиентов за «настоящей» ценой на… сайт магазина. При этом ценники оставили с прежними привлекательными ценами.

— Я хотел купить чайник за 2100 рублей в начале марта. Причем в магазине никого не было практически, кроме меня. Прибежал менеджер и сходу говорит: «Вам уже сказали, что эта цена несколько отличается от реальной?» Начал мне тыкать в лицо свой смартфон, там стоимость этой посудины была уже 2900 рублей. Но я законы знаю, при нем телефоном сфотографировал и велел звать менеджера, разбираться. Он быстро вернулся со словами «нет проблем». Но таким настойчивым будет не каждый потребитель. На это и расчет, — рассказал «Известиям» свою историю москвич Владимир П.

Как реагировать на обман

По словам члена Ассоциации юристов России Маргариты Курашиной, закон «О защите прав потребителей» обязует продавца предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах.

— При этом информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения (ст. 10 ЗоЗПП). Получается, что, указывая неверную стоимость товара на ценнике, продавец нарушает законодательство и может быть привлечен к ответственности, — пояснила Курашина.

Юрист рекомендует при обнаружении несоответствия в цене обратиться непосредственно к администрации магазина.

— Если разница была обнаружена до покупки, покупатель вправе требовать продажи товара по той цене, которая была указана на ценнике, поскольку тот является публичной офертой (ст. 494 ГК). Если же потребитель обнаружил разницу в цене уже после оплаты, он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы (ст. 12 ЗоЗПП) или же потребовать возвратить разницу между стоимостью на ценнике и фактической ценой (ст. 1102 ГК), — добавила юрист.

В случае отказа администрации добровольно возместить разницу или продать товар по стоимости на ценнике стоит сфотографировать ценник.

— После этого покупатель вправе обратиться в Роспотребнадзор или непосредственно в суд, — говорит юрист Курашина. — В судебном порядке, помимо ранее указанных требований, покупатель также вправе требовать возмещения убытков, морального вреда, выплаты неустойки и штрафа в размере 50% от суммы требований (ст. 13, 15 ЗоЗПП). Продавец также будет нести и административную ответственность: КоАП устанавливает, что обман потребителей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.7 КоАП).

О настроении покупателя

Вместе с тем далеко не всегда речь идет о корыстном умысле администрации магазинов. Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что торговые сети сегодня, по сути, выполняют роль защитников рядового покупателя. Они пытаются сдержать производителей, желающих поднять цену на товары и подзаработать на сложной ситуации, отмечает эксперт.

— Люди осознают, что рост цен неизбежен и с пониманием относятся к таким вещам, — оценивает поведение клиентов в непростых условиях собеседник. — Покупатели стараются брать вещи по любым ценам и на любых условиях. Таким образом, они пытаются сберечь свои средства, вложив их в какие-то товары. Машины, например, берут по любой цене и на непрозрачность не жалуются. Есть жалобы на то, что таких «активов» (а речь о товарах длительного пользования) не так много сейчас. Что касается продуктовых магазинов, то их вообще рассматривают как спасителей — люди радостно скупают вещи и продукты, с которыми еще несколько дней назад были перебои. Примечательно, что жалоб на «нормирование» отпуска товаров тоже не поступает — берут в пределах отведенных норм с благодарностью. На такие мелочи, как несоответствующий ценник или его отсутствие, потребитель и вовсе не обращает внимание.

Источник, близкий к кругам ритейлеров, пожелавший остаться неназванным, также не спешит обвинять розничные сети в желании незаконно заработать на напряжении в обществе с помощью различного рода манипуляций.

— Ситуация нестандартная сейчас, это очевидно всем. Нагрузка на ритейлеров резко возросла — меняются поставщики, цены и условия поставок. Естественно, это находит отражение в изменениях на полке [товарной. — Ред]. Я допускаю, что нарушений стало гораздо больше из-за того, что персонал потерял навык так оперативно менять ценники в зале. Нужно понимать, что магазин вовсе не заинтересован в том, чтобы поднимать цены — ведь так он становится менее привлекательным для покупателя. Работа в зале требует большой нагрузки: помимо того, чтобы выставить товар, нужно еще и ценники распределить. А до этого их нужно распечатать. А в среднем магазине, на секундочку, до нескольких тысяч наименований товара, — рассказал собеседник.

Источник