Опыт КонфОП по проведению мониторинга состояния защиты прав потребителей финансовых услуг распространяется на международном уровне

Всемирная организация потребителей (Consumers International) и Консультативная группа по оказанию помощи малоимущему населению (CGAP) опубликовали отчет «Роль потребительских организаций в поддержке потребителей финансовых услуг в странах с низким и среднем уровнем дохода» и рабочий документ «Повышение значимости коллективного голоса потребителей в регулировании финансового рынка». В обоих исследованиях использован опыт работы КонфОП.

В ходе подготовки отчета «Роль потребительских организаций в поддержке потребителей финансовых услуг в странах с низким и среднем уровнем дохода» (The role of consumer organisations to support consumers of financial services in low and middle income countries) Всемирная организация потребителей вместе с CGAP изучила потребительский опыт в 32 странах с низким и средним уровнем дохода и то, как потребительские организации информируют и защищают потребителей, чтобы обеспечить справедливость и безопасность для всех по мере роста рынка потребительских финансовых продуктов и услуг. К охваченным исследованием странам относятся Бразилия, Фиджи, Индия, Индонезия, Таиланд, Ливан, Марокко, Перу, Россия, Руанда, Зимбабве. В отчете описывается, как защита прав потребителей помогает проявить реальный опыт потребителей финансовых услуг. Что еще более важно, в отчете представлены примеры эффективных моделей регулирования, которые не только стимулируют инновации, но и создают прочные сети социальной защиты для людей.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) ответила на вопросы исследователей, представив свой опыт проведения независимого мониторинга состояния защиты прав потребителей финансовых услуг в России. Мониторинг проводился нами с 2013 года в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Это первое исследование практик потребительских организаций в работе по защите прав потребителей финансовых услуг. Для организаций, активно вовлеченных в проблемы потребителей кредитных, страховых и иных видов финансовых услуг, крайне важно изучение опыта коллег. Мы приветствуем инициативу CGAP и Всемирной организации потребителей по изучению данной области и надеемся на широкое распространение результатов исследования.

Консультативная группа по оказанию помощи малоимущему населению (CGAP) изучала роль потребительских организаций в защите потребителей финансовых услуг в более широком контексте повышения роли голоса потребителей в финансовом регулировании. CGAP представила рабочий документ «Повышение значимости коллективного голоса потребителей в регулировании финансового рынка» (Duflos, Eric, Mary Griffin, and Myra Valenzuela. 2021. “Elevating the Collective Consumer Voice in Financial Regulation.” Working Paper. Washington, D.C.: CGAP). В нем, как и в вышеназванном отчете Всемирной организации потребителей, приведен опыт мониторинга КонфОП, в частности – выявление практик дискриминации уязвимых групп (беременные женщины, люди с инвалидностью, ВИЧ, онкологическими заболеваниями) в страховании и привлечение внимания регулятора к данной проблеме.

Новость на сайте Всемирной организации потребителей

Отчет Всемирной организации потребителей и CGAP «Роль потребительских организаций в поддержке потребителей финансовых услуг в странах с низким и среднем уровнем дохода» (на английском языке)

Рабочий документ CGAP «Повышение значимости коллективного голоса потребителей в регулировании финансового рынка» (на английском языке)