Озвучен простой совет против телефонных мошенников

Проблема банковских мошенничеств обрела невиданную для России остроту. В прошлом году с ней столкнулись около 48% граждан и 30% компаний, следует из данных Центробанка. Основная масса случаев пришлась на методы социальной инженерии, эксплуатирующие тему коронавируса: например, людям обещали ускоренно перечислить госпособия, или же их информировали о штрафах за нарушение самоизоляции. По словам экспертов, в этой ситуации россияне могут рассчитывать только на свою бдительность, государство не спасет.

По данным ЦБ, в первом полугодии 2020 года мошенники совершили более 360 тысяч несанкционированных операций, на общую сумму 4 млрд рублей. Из них банки вернули клиентам только 12,1% украденных средств (около 485 млн рублей). За третий квартал показатель вырос еще на 2,5 млрд рублей. Это в два раза больше, чем было зафиксировано за весь 2019 год. Взрывной рост обусловлен пандемией и разного рода ограничениями – удаленной работой, переходом в онлайн многих сервисов.

Каковы же наиболее распространенные приемы аферистов? Как отмечают исследователи, это предложения организовать тестирование на коронавирус на дому, фейковые СМСки о выписанном штрафе за нарушение, рассылки с извещением о крупном выигрыше или выплате (причем перед получением денег необходимо заплатить скромную комиссию). Популярность сохранил и метод обмана, при котором мошенник в телефонном разговоре представляется сотрудником службы безопасности банка и запрашивает номер карты, код из смс или пин-код.

На протяжении последних лет количество мошеннических схем в банковской сфере растет буквально в геометрической прогрессии, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, в 2020 году стало намного больше несанкционированных операций, связанных с денежными переводами через интернет, и с использованием социальной инженерии. Их доля составила 64%, а средний чек похищенных средств вырос с 7,6 тыс. рублей до 8,6 тыс. рублей. В текущем году таких действий точно не поубавится, поскольку, во-первых, растет количество онлайн-платежей, во-вторых, безналичные платежи проникают в самые разные сферы и обретают популярность у разных категорий населения, в-третьих, для выманивания средств мошенники по-прежнему будут использовать фактор пандемии (страх заразиться, необходимость в получении лекарств). Регулятивными методами повлиять на мошенников невозможно, поскольку они умеют найти подход к людям.

Эта накрывшая многих граждан волна финансовых афер сама по себе не схлынет, если не принять меры по ужесточению наказания, рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Например, если карать злоумышленников за попытку похитить деньги с карты так же строго, как за само похищение, количество подложных звонков может резко уменьшиться. Кроме того, телефонной обман редко совершается в одиночку, обычно в этом участвует организованная группа. Законодателям следовало бы учесть этот факт, приравняв попытку совершения преступления к самому преступлению. И, конечно, отмечает Мильчакова, граждане сами не должны терять бдительность, не лениться писать заявления в полицию, сопровождая их доказательствами, например, аудиозаписью звонка. Существуют соответствующие бесплатные приложения, которые можно скачать на телефон.  

Очаги телефонного мошенничества сосредоточены в местах лишения свободы, напоминает эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев. Там этим занимаются целые сообщества, располагающие сотовыми телефонами, подключенными к сети компьютерами, с базами данных клиентов финансовых организаций. Пользуясь дырами в законодательстве, попустительством со стороны надзирателей и неограниченным запасом времени, они буквально процветают. Именно за их деятельностью государству следовало бы усилить надзор.  

То, что у нас почти половина населения имеет дело с проявлениями банковского мошенничества, – дурной знак. Он свидетельствует о том, что банки и сотовые операторы не уделяют должного внимания защите персональных данных своих клиентов и абонентов, рассуждает председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, в руки мошенников утекло все что могло утечь, и рассчитывать на то, что государство примет какие-то контрмеры, не приходится. Людям остается одно – самозащита.

Нужно запомнить простое правило: если вы не должник и у вас нет просроченной задолженности, не стоит отвечать на любые телефонные звонки из «банков». Одно из двух, отмечает Янин: либо вас беспокоит мошенник, либо – отдел маркетинга настоящего банка, с намерением продать ненужную вам финансовую услугу. Общение с сотрудниками банка должно проходить либо в офисе кредитной организации, либо – по вашей личной инициативе, когда вы сами набираете указанный на карте телефонный номер.

Источник