Названы предпосылки для подорожания базовых продуктов в 2022 году

В зону риска попали молоко, хлеб, сахар и овощи

Минсельхоз предупредил о рисках удорожания по четырем товарным позициям – молоку, хлебу, сахару и овощам. Речь идет о социально значимых продуктах, составляющих основу рациона питания наиболее бедных слоев россиян. Это обстоятельство придает ситуации особый накал тревожности. Похоже, «инфляция для бедных» будет нарастать независимо от усилий государства по ее сдерживанию.

Рост цен на продовольствие продолжается во всем мире уже третий год. В январе в годовом измерении цены увеличились на 19,5%, заявила на парламентских слушаниях первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут, сославшись на данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В России же, напомнила она, продуктовая инфляция оказалась ниже – 11,5%, по информации Центробанка. Прошлый год в нашей стране прошел «под знаком сахара и масла», на которые было введено жесткое госрегулирование: в конце 2020-го торговые сети заморозили цены на сахар на уровне 45 рублей за килограмм, а на подсолнечное масло – на отметке в 110 рублей за литровую бутылку. Но поскольку ограничительные меры уже не действуют, производители вольны поступать в своей ценовой политике так, как им угодно. 

Что касается хлеба, в прошлом году он дорожал в рознице «не так сильно» благодаря субсидии для поставщиков в размере 2 рублей за килограмм. В этом году, по заявлению Оксаны Лут, субсидия будет пролонгирована, причем по «повышенной ставке» в 2,5 рубля за килограмм. Но ценовые риски остаются. Овощи же будут дорожать до нового сельскохозяйственного сезона (до уборки урожая), поскольку снижается объем их производства в личных подсобных хозяйствах. По словам Лут, «недостаток предложения отразился на ценовой политике как самих сельхозтоваропроизводителей, так и торговых предприятий, никуда не денешься, торговля тоже на этом зарабатывает». Растут издержки молочной отрасли, в основном на закупку импортных кормов. В 2021-м на компенсацию части затрат было дополнительно выделено 10,6 млрд рублей, в этом году меру планируется продлить в том же объеме. 

Между тем за прошлый год из 29 продуктов, которые входят в корзину Росстата для расчета инфляции, подорожали 24: говядина – на 16,7%, курятина – на 20,2%, хлеб – на 10,7%, рис – на 10,9%, гречка – на 28,8%, мука – на 14,8%, сахар – на 18,8%, масло – на 15%, молоко – на 12,9%. Наибольший рост показали цены на капусту (+177,5%), морковь (31,7%) и картофель (46,2%).

«В условиях текущей рыночной конъюнктуры предпосылки к росту цен в 2022 году действительно есть. Это общемировой тренд, – говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. – Степень подорожания будет зависеть от динамики цен на сырье, баланса спроса и предложения, доли производственных и логистических издержек, введения либо отмены обязательной маркировки продукции, наличия рабочей силы в растениеводстве, урожайности. Чтобы цены на полках магазинов росли в минимальной степени, нужно, чтобы сети снизили свою торговую наценку, вслед за поставщиками».

Что касается государственных мер по сдерживанию продуктовой инфляции, то, на взгляд Леонова, эффекта они не дали. Вместо искусственного регулирования рынка (как прямого, так и с помощью экспортных пошлин), нужны проекты адресной помощи населению, считает эксперт.  

«В среднем рост цен на обозначенные категории товаров может составить 5-15%, а рынок точно добавит сюда свою наценку, – говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. – Проблема в том, что еще в декабре снова начали дорожать корма для сельскохозяйственных животных и птицы. Соответственно, выросла и себестоимость конечного продукта – молока, мяса. Кроме того, «молочники» все еще учитывают в ценах необходимую маркировку товаров – тут требуется оборудование, трудовые ресурсы, расходные материалы. Все стоит денег». 

Минсельхоз лишь констатирует очевидный факт: базовые продукты в России дорожают, к этому есть определенные предпосылки, прежде всего высокие издержки аграриев. Но мы и так это знаем, рассуждает председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Через неделю ведомство может заявить о ценовых рисках, связанных с картофелем, через месяц выразит тревогу по поводу макарон или иного продукта. И так – до бесконечности. Но беднейшим слоям населения от этого легче не становится, тут необходимы действенные меры адресной поддержки. К компетенции Минсельхоза они не относятся», – говорит эксперт. 

Источник