Кто вернет покупателю деньги за некачественный товар из интернет-магазина

skolko-stoit-internet-magazinПравительство внесло в Госдуму поправки в законопроект, разграничивающие ответственность онлайн-магазинов и интернет-агрегаторов, таких как Avito, “Яндекс.Маркет” или AliExpress

Около половины россиян совершают покупки в интернете. И почти каждый из них хоть раз попадал в ситуацию, когда, например, заказанное платье оказывалось совсем не таким, как на картинке и в описании на сайте: цвет другой, швы кривые, ткань некачественная, размер не тот.

Если товар был заказан на странице интернет-агрегатора (например, через “Яндекс.Маркет”, AliExpress, eBay, Avito и др.), кому предъявлять претензии — интернет-магазину или торговой площадке, куда возвращать товар и от кого требовать вернуть деньги на карту за неудачную покупку?

Сейчас этот вопрос законодательно не урегулирован. Между тем сегодня доля заказов товаров в интернете при помощи агрегаторов достигает 30–35%, и она постоянно увеличивается, сообщил ТАСС президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.

Кого считать продавцом

Правительство подготовило поправки в закон “О защите прав потребителей”, которые дают определение понятия “агрегатор” и прописывают, кто отвечает перед покупателем за опубликованную информацию о продукте или услуге.

В первом чтении документ был принят Госдумой в июне 2017 года.

Так, если покупатель потеряет деньги из-за предоставления недостоверной информации агрегатором, за возмещением ущерба нужно обращаться к интернет-площадке. Такая ситуация может случиться, когда один товар предлагают сразу несколько продавцов. И тогда агрегатор самостоятельно готовит его описание, за которое, согласно новым поправкам, и будет нести ответственность.

Если интернет-площадка не изменяла информацию продавца о товаре или услуге, то убытки потребителю агрегатор может не возмещать. Претензии, касающиеся товара, покупатель должен будет адресовать интернет-магазину.

Закон поможет не всем

Если закон будет принят, сможет ли покупатель предъявить претензии агрегатору, если вместо, допустим, оплаченных черных ботинок из натуральной кожи, как указано на сайте, в доставленной посылке окажется обувь из кожзама или вместо платья из натуральной ткани — синтетическое? Теоретически — да, сможет. Если сторонам не удастся договориться, покупатель будет вправе подать в суд не только на интернет-магазин, но и на агрегатор, если описанием товара занимались его сотрудники.

Предъявить претензии российским интернет-площадкам будет проще, чем иностранным. “В случае принятия законопроекта наиболее тяжелая ситуация будет у российских компаний, потому что они заключают соответствующие договоры с интернет-магазинами, поставщиками услуг, и у них есть все инструменты формальной проверки информации”, — объяснил ТАСС председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Правда, такая проверка будет занимать время.

По его словам, зарубежные площадки — Amazon, eBay, Alibaba — проверять и редактировать информацию от продавцов с учетом требований российского законодательства вряд ли станут. У крупнейших из них и так налажен контроль качества: чтобы продавец получил деньги за отправленный товар, покупатель должен поставить галочку о доставке покупки и не предъявлять претензий по качеству вещи.

Неточный (часто подстрочный) перевод характеристик товара у иностранных агрегаторов не остановит российских покупателей от онлайн-шопинга на крупнейших интернет-площадках, считает управляющий директор сервиса поиска товаров и цен Price.ru Елена Суховей. “Российский покупатель готов мириться с некачественным переводом информации о товарах ради более низкой цены и широкого ассортимента, которые дают китайские продавцы”, — пояснила она.

Агрегатор не должен отвечать за продавцов

Эксперты по-разному оценивают законопроект. Так, Алексей Федоров говорит, что агрегаторы стали полноценными игроками рынка онлайн-коммерции и обязаны отвечать за качество того контента, который представляют. “Являясь непосредственным проводником между интернет-магазином и потребителем, площадки-агрегаторы напрямую ассоциируются у покупателей с продавцом. Более того, потребители доверяют именно агрегаторам, сталкиваясь, например, с тем или иным магазином впервые”, — пояснил он.

Интернет-агрегаторы выступают против принятия законопроекта, поскольку он существенно ужесточает регулирование их деятельности.

“На практике агрегаторы уже сейчас предоставляют высокий уровень защиты покупателей, так как они максимально заинтересованы в их лояльности. Законопроект при этом предлагает им нести ответственность в том числе и за нарушения, совершаемые продавцами, — объяснили ТАСС в пресс-службе “Яндекс.Маркета”. — При этом агрегатор отвечает за все возникшие у покупателя убытки, а не только в размере внесенной агрегатору предоплаты, что отвечало бы роли агрегатора во взаимоотношениях между продавцами и покупателями”.

Законопроект оказывает избыточное давление на бизнес, в первую очередь — на российские компании, так как обеспечить исполнение аналогичных требований зарубежными игроками не представляется возможным, отметила представитель пресс-службы агрегатора. “Это ставит российские компании в уязвимое положение по сравнению с иностранными конкурентами, которые фактически могут не исполнять требования законопроекта”, — добавила она.

Контролировать нужно интернет-магазины

Дмитрий Янин говорит, что сейчас большая часть претензий потребителей, покупающих товары онлайн, адресована не агрегаторам, а интернет-магазинам. Они либо не доставляют заказанный товар, либо доставляют не в срок, либо привозят не то, что нужно, рассказал эксперт. Число претензий покупателей к агрегаторам и к онлайн-магазинам имеет соотношение примерно 1 к 100, добавил он.

По его словам, покупатели онлайн-магазинов больше всего заинтересованы не в контроле за агрегаторами, а в увеличении срока возврата товаров, купленных онлайн, с 7 до 14 дней, как это происходит при покупках офлайн и как это происходит при шопинге в ЕС.

Кроме того, нужно заниматься урегулированием в сфере распространения персональной информации, когда, приобретя товар в интернет-магазине, покупатель автоматически дает согласие на распространение персональной информации. “Нужно внести поправки в законы, чтобы продавец в каждом конкретном случае запрашивал такое разрешение, а покупатель в дальнейшем не попадал в рассылку других компаний”, — говорит эксперт.
Источник: http://tass.ru/ekonomika