КонфОП поддерживает законопроект Минздрава России «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода»

26 августа 2019 года на площадке Общероссийского народного фронта состоялся круглый стол, посвященный обсуждению разработанного Минздравом проекта Федерального закона «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода». 

В мероприятии по председательством Сопредседателя Центрального штаба ОНФ профессора Леонида Рошаля приняли участие представители Минздрава, Минсельхоза, Минэкономразвития, Минпромторга, производителей продуктов питания, медицинского сообщества, общественных организаций.

По данным Национального медицинского центра эндокринологии Минздрава России, йододефицитные заболевания с разной степенью выраженности распространены на всей территории России. По состоянию на начало 2018 г. фактическое среднее потребление йода жителем России в три раза меньше установленной Всемирной организацией здравоохранения нижнепороговой нормы (150–250 мкг) и составляет всего 40–80 мкг в день. По статистике Глобальной сети по борьбе с дефицитом йода (Iodine Global Network), в 2017 г. 19 государств мира были классифицированы как страны с недостаточным потреблением йода среди населения. При этом йодный дефицит приводит к таким тяжелым последствиям, как невынашивание беременности, врожденные аномалии плода, множественные пороки развития у новорожденных вплоть до умственной отсталости и кретинизма.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным средством обеспечения должного популяционного уровня потребления йода является всеобщее йодирование соли на производствах. На законодательном уровне в около 130 странах установлены нормативы содержания йода в соли.

В рамках дискуссии Начальник управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ирина Шевкун выступила в поддержку предложенного законопроекта, назвав такой подход к борьбе с проблемой йододефицита системным. Она напомнила, что если пищевая продукция изготовлена с использованием йодированной соли вместо обычной, то она не является обогащенной, и нормирование в данном случае не нужно. «Обогащенная продукция проходит регистрацию у нас в службе, и тогда уже в ней обязательно нормируется содержание тех ингредиентов, которые заявлены при изготовлении, и она подлежит регулированию», – пояснила она. Представителями научного медицинского сообщества было предложено расширить перечень учреждений, где в обязательном порядке будет использоваться йодированная соль, например, в организованных коллективах для работающих во вредных условиях. Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Олег Салагай отметил, что учтет прозвучавшие предложения как со стороны экспертов, так и со стороны производителей. Так, он согласился, что массовое применение йодированной соли в производстве потребует изменения некоторых технологических требований, регламентов для разных продуктов. Замминистра добавил, что вступление законопроекта будет пошаговым: «Сначала вступает в силу часть, которая касается хлеба (предполагаемое вступление – 1 июня 2020 года), затем вступает в силу часть, которая касается соли мелкого помола, и лишь затем в 2022 году вступление в силу тех требований, которые касаются использования соли в промышленности. Все это позволит промышленности адаптироваться».

Выступившая на мероприятии директор программ Международной конфедерации обществ потребителей Марина Чернова представила предложения, подготовленные КонфОП на этапе разработки проекта и включенные в представленную для обсуждения версию законопроекта, а именно: введение обязательного обогащения йодом пищевой соли первого, высшего и экстра сортов, помолов № 0 и № 1, предназначенной для розничной торговли и производства продуктов питания, а также обязательное использование йодированной соли для выпуска массовых сортов хлебобулочных изделий. По данным Росстата, йодированная соль остается доступной по цене для потребителей. Важно отметить, что обязательное использование йодированной соли при производстве хлеба и обязательное наличие в продаже пищевой йодированной соли не нарушает прав потребителей.