КонфОП обратилась в ФАС с жалобой на рекламу систем нагревания табака в супермаркетах и СМИ

В начале ноября Международная конфедерация обществ потребителей направила в Федеральную антимонопольную службу два обращения по поводу незаконной рекламы систем нагревания табака в супермаркетах «Азбука вкуса» и на сайте журнала Esquire.

Реклама системы нагревания табака IQOS, производимой компанией Philip Morris, расположена у касс супермаркета «АВ Daily» (ул. Новокузнецкая, д.1, стр. 3), то есть в непосредственном доступе для всех потребителей, в том числе детей (см. фото). Закон о рекламе №38-ФЗ запрещает рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Производитель системы IQOS не отрицает, что его продукт является именно табачным. На своем официальном сайте он предупреждает, что потребление IQOS не «исключает риски для здоровья, связанные с потреблением табака». Сам товарный знак IQOS зарегистрирован для классов товаров, связанных в том числе с табаком, табачными изделиями и сигаретами. Вызывает беспокойство и недоумение тот факт, что сеть премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», которая пользуется доверием потребителей, позволяет себе нарушать закон и продвигать опасный для здоровья продукт среди своих клиентов.

Реклама IQOS на кассе супермаркета «АВ Daily» (доступ 29 октября 2018).

British American Tobacco, производитель glo – другой системы нагревания табака, недавно появившейся на российском рынке, также незаконно размещает рекламу своего продукта. В данном случае – на сайте журнала Esquire, одного из главных глянцевых изданий в России. Как можно увидеть на скриншотах, в рекламе glo производитель показывает молодых людей, счастливо путешествующих на машине в компании с системой нагревания табака.


Скриншот сайта https://esquire.ru (доступ 29 октября 2018).

На меняющемся баннере на доли секунды появляется надпись «Без сигаретного дыма, только пар от нагретого табака. Это необязательно означает, что данный продукт менее вреден, чем другая продукция из табака». Очевидно, что это предупреждение, написанное мелким шрифтом, прочесть крайне затруднительно. При клике на рекламный баннер пользователь перенаправляется на официальный сайт glo, на котором можно найти следующую информацию: «glo дает вам возможность получить новые ощущения от употребления табака». Как и в случае с IQOS, производитель открыто заявляет о том, что его продукт – табачный. Кроме того, товарный знак glo зарегистрирован для тех же классов продуктов, что и IQOS, в т.ч. для сигарет.

Надо отметить, что ФАС России в июле 2017 года уже признавало аналогичные действия СМИ по размещению рекламы системы нагревания табака нарушеющими законодательство (см. Решение по делу №3-7-70/77-17 от 13.07.2017 ). Тогда незаконную рекламу IQOS разместило на своем сайте РБК.

Каким будет результат обращений по действиям «Азбуки вкуса» и Esquire? Мы рассчитываем, что справедливым и соответствующим духу и букве закона, запрещающего рекламировать табак и табачные изделия.