Коммунальщиков накажут штрафами

Женщина проверяет сумму начислений за коммунальные услуги. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Женщина проверяет сумму начислений за коммунальные услуги. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Управляющие компании в сфере ЖКХ обяжут выплачивать компенсации жильцам

С начала 2016 года управляющие компании (УК) начнут выплачивать штрафы жильцам за некачественно оказанные услуги и ошибки в счетах за коммунальные услуги. Причем суммы могут выйти значительными: до 30% от стоимости плохо выполненной работы и до 50% от незаконно начисленного платежа в квитанции. Об этом 19 ноября заявил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. По его словам, точные размеры штрафов правительство утвердит до конца года.

А судьи кто?

Меры по увеличению ответственности УК прописаны в недавно принятом ФЗ №176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Положение о штрафах вступает в силу 28 декабря 2015 года. Инициатор поправок — Минстрой, где уже давно думали, как заставить управляющие компании внимательнее следить за качеством своей работы. «Все это отголоски громких скандалов вокруг квитанций с перерасчетами, — считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Очень много нарушений было в прошлом году. Но если тогда основной проблемой стали итоговые квитанции с перерасчетом уже проведенной оплаты, то в этом году лидирует тема платы за капремонт. А вообще, количество обращений с жалобами на управляющие компании в этом году у нас значительно выросло».

Например, УК некачественно оказывает услуги, учитывающиеся в счетах, — это может касаться ремонта и уборки подъезда, обслуживания общедомовых коммуникаций, лифтов и т.п. — и не хочет устранять недоделки. В этом случае жильцы обращаются в жилищную инспекцию и могут рассчитывать на компенсацию в виде штрафа, который заплатит им УК.

Кроме того, отметил Андрей Чибис, до сих пор управляющая компания, некорректно начислившая платежи, была обязана просто вернуть переплату. На практике получается ситуация: человек видит странно большие суммы в счетах, идет жаловаться в жилищную инспекцию по месту жительства, тратит нервы и время, а в итоге в лучшем случае всего лишь возвращает свои же деньги. Теперь же жильцы смогут не только вернуть излишки, но и получить своего рода компенсацию за моральный вред. «Это и для человека хорошо, и стимулирует компанию не делать ошибок», — подчеркнул Андрей Чибис.

Мотивация и впрямь может быть действенной, учитывая масштабы бедствия. К примеру, только 20 ноября Мосжилинспекция отчиталась о результатах двух проверок. Одна из жалоб поступила от жителей дома 6 корп. 3 по Авангардной улице. Они обнаружили некорректный расчет платы за услугу «отопление». «В ходе проверки инспекция установила, что управляющая организация при расчете включала объемы “тепловых потерь”, что противоречит жилищному законодательству», — заключили в инспекции. После перерасчета жители вернули в общей сложности 30 тысяч рублей. Житель дома 61 по Кастанаевской улице переплатил почти 20 тысяч рублей за воду. Оказалось, УК просто выставляла ему платежи по нормативу, не учитывая показаний счетчика, которые человек добросовестно передавал.

Нет жалобы — нет штрафа

И все же, несмотря на весомые суммы переплат, которые жильцам удается вернуть, большая часть лишних денег все-таки остается в кармане у управляющих компаний. Главная проблема в том, что до тех пор, пока простой горожанин сам не пожалуется в жилищную инспекцию на коммунальщика, никакого перерасчета он не получит: штраф компанию, обслуживающую дом, обяжет заплатить только надзорный орган. Система работает в пассивном режиме: есть жалоба — есть ответ. А ведь далеко не всегда жители могут заметить неверный расчет. Небольшое увеличение суммы в квитанции мало кого заставит обратиться в жилинспекцию. Обычно туда поступают жалобы от людей, увидевших в платежках просто вопиюще огромные суммы.

Выходит, пока нет жалобы, не будет и штрафа. Не будет штрафа и в том случае, если, увидев невменяемую сумму в квитанции, потребитель решит не выплачивать ее, а пойдет разбираться в УК, и компания, сделав перерасчет, предложит ему заплатить корректную сумму. «Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф… за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем», — говорится в новом законе.

При этом поправки в Жилищный кодекс, похоже, смогут решить и серьезную проблему контролирующих органов — бюрократию при получении жилищной инспекцией разрешения на внеплановые проверки. Часто оперативно проинспектировать работу УК просто не получалось. «Не только жилищные инспекции, но даже Роспотребнадзор и Пожарный надзор постоянно сталкивались с ситуациями, когда прокуратура блокировала действие надзорного органа, — рассказывает Дмитрий Янин. — Получить право на внеплановую проверку без разрешения прокуратуры было нельзя. В результате надзорные органы просто не могли качественно выполнить свою работу, а пострадавшие — вернуть деньги».

Нынешние поправки в Жилищный кодекс разрешают жилинспекциям проводить внеплановые проверки управляющих компаний без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления самой проверяемой организации. Теперь для этого им будет достаточно жалобы жильцов.

Источник: http://rusplt.ru