Банки с микросхемами

KSP_013229_00084_1_t218_210215Как кредитные организации выдают займы под сотню процентов годовых

ЦБ ограничил ставки по потребкредитам? Не беда: банки стали открывать дочерние микрофинансовые организации. Они под ограничение не подпадают и сбивают клиента с толку громким названием, которое подавляющее большинство граждан не отличат от бренда учредителя.

В конце августа депутаты от партии “Справедливая Россия” внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий деятельность микрофинансовых организаций (МФО). “Далеко не все потребители осознают, к каким тяжелым материальным последствиям могут привести микрозаймы под 2 и более процентов в день,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.— В итоге получается, что деньги были получены под 450-1000 процентов годовых, что полностью не соответствует здравому смыслу и правилам цивилизованного поведения на банковском рынке”.

Действительно, по данным ЦБ, беззалоговые потребительские микрозаймы в МФО на срок до двух месяцев могут выдаваться более чем под 480% годовых, а на срок до месяца — более чем под 900% годовых. Правда, речь идет только о суммах до 30 тыс. руб.— то есть переплата составит в одном случае чуть больше 24 тыс. руб., а в другом — меньше 23 тыс. руб. На суммы же, превышающие 30 тыс. руб., предельная ставка находится в районе 170% годовых, то есть переплата составит от 14,5% до 27,4%.

Конечно, запрещать деятельность МФО сейчас вряд ли кто-нибудь станет. Рынок микрозаймов только начал приобретать цивилизованные черты — в 2010 году вступил в силу закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, МФО стали подотчетны ЦБ. Да и банки уже начали осваивать этот рынок, открывая дочерние МФО.

Тема МФО стала особенно актуальной после 1 июля, когда вступили в силу ограничения полной стоимости кредита (ПСК) по потребкредитам и займам. В результате банкам приходится выбирать — терять клиентов или брать на себя излишний риск. “В настоящее время мы для себя такой вариант не рассматриваем,— говорит директор департамента розничного бизнеса Локо-банка Наталья Пшеничкина.— Но на рынке есть спрос на подобные займы, поэтому будет и предложение. В связи с законодательными ограничениями, в том числе по ПСК, заниматься таким кредитованием в рамках банковских институтов нельзя. Следовательно, создаются учреждения, где такая деятельность возможна. Экономическая целесообразность заключается в минимизации высокорискованных кредитов в банковском портфеле и в то же время сохранении клиентов”.

Первыми на этот шаг решились банки, традиционно концентрирующиеся на наиболее рисковых видах займов — POS-кредитах и экспресс-кредитах. Так, финансовая группа ОТП в июне 2015 год открыла МФО “ОТП Финанс”. “Цель создания любой компании — получение прибыли,— говорит гендиректор “ОТП Финанс” Екатерина Сидорова.— Создание МФО в рамках группы ОТП позволит расширить бизнес, освоив новый сегмент клиентов. Микрофинансирование является развивающимся финансовым сектором, потребительский спрос на котором еще довольно высок, что позволяет рассчитывать на рост объема продаж. Еще один повод для создания МФО в периметре группы — желание сохранить и приумножить конкурентные преимущества, так как многие банковские группы также осваивают рынок микрофинансирования, создавая собственные МФО”.

Действительно, на рынке уже работает МФО “Лето-деньги”, созданная в конце прошлого года Лето-банком, входящим в группу ВТБ. А также микрофинансовая компания “Хоум Кредит Экспресс”, созданная группой Home Credit B.V. “По отношению к банку МФО является сестринской компанией,— отмечает гендиректор МФО “Хоум Кредит Экспресс” Артем Попов.— В настоящее время все банки придерживаются очень жестких критериев отбора заемщиков. Поэтому часть платежеспособных клиентов остается за бортом банковского кредитования. МФО “Хоум Кредит Экспресс” была создана для того, чтобы предложить займы таким клиентам”.

Заведующий международным отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Константин Андрианов полагает, что тенденция с созданием собственных МФО — попытка банков приблизить свои услуги к потенциальным клиентам. Сегодня есть все основания для сужения кредитного рынка и уменьшения группы потенциальных заемщиков. Это, по словам эксперта, вынуждает банки искать и применять новые инструменты в борьбе за клиента.

Вторжение пришельцев

Открытие МФО при банках неминуемо вызовет изменения на этом рынке. “Крупные игроки, которые обладают большой филиальной сетью и финансовыми возможностями, будут выглядеть для заемщиков более привлекательно, что приведет к перетоку клиентов из независимых МФО в банковские,— рисует перспективу директор департамента розничных кредитных рисков Росбанка Ольга Махова.— Выстроится некая модель эволюции клиента с точки зрения его опыта кредитования, поскольку сейчас банки неохотно дают займы клиентам без кредитной истории, а получив микрозайм в банковском МФО, можно наработать себе кредитную историю для получения более крупного кредита в банке на лучших условиях”.

Независимые МФО активность банков на этом поле настораживает. “С одной стороны, рост конкуренции — это позитивный шаг к рыночному формированию цен на услуги,— говорит гендиректор компании “Фаст Финанс” Дмитрий Коршунов.— С другой стороны, вскоре мы можем прийти к ситуации, когда предложение существенно превысит спрос, а это приведет к вытеснению самих МФО, не аффилированных с банковским капиталом, с рынка, ими же созданного”. С ним согласна заместитель гендиректора по развитию бизнеса МФО “МигКредит” Динара Юнусова: “Ситуация может негативно повлиять на весь рынок МФО, который находится в стадии становления. В первую очередь пострадают небольшие региональные МФО, которые зачастую являются единственным источником заемных средств для граждан в маленьких городах”.

Больше всего представителей микрофинансовых компаний возмущает то, что доступ банковских дочек к более дешевому фондированию позволяет им предлагать займы по более низким ставкам. “Мы предлагаем POS-займы и займы наличными по ставкам от 59 до 75% годовых, что значительно ниже, чем в среднем по рынку МФО. По данным Банка России, среднерыночная ПСК по займам МФО на сумму от 30 до 60 тыс. рублей составляет 125,1% годовых при сроке займа свыше года”,— подтверждает этот тезис Артем Попов.

В связи с этим СРО НП “МиР”, которая объединяет участников рынка микрозаймов, уже направила в ЦБ письмо, в котором просит выделить займы МФО, являющихся дочерними структурами банков, в отдельную категорию при расчете полной стоимости займа (кредита, ПСК). “Если ЦБ РФ проведет грань в части требований к продуктам банковских и независимых МФО, поскольку банки имеют доступ к сравнительно дешевому фондированию через инструменты ЦБ РФ, а вклады граждан застрахованы в АСВ, эффект может быть положительным для всех участников рынка”,— говорит директор по инвестициям компании “Займо” (Kreditech holding) Евгений Ждановских.

Однако шансов на то, что эти аргументы найдут понимание у регулятора, немного. Как сообщили в Банке России газете “Коммерсантъ”, “в настоящее время ЦБ не отмечает существенного влияния МФО, входящих в состав банковских групп, на объем микрофинансового рынка”.

Но участники этого рынка уверены, что заемщики это влияние скоро на себе ощутят. “Граждане только выигрывают от появления банковских МФО,— считает гендиректор МФО “Займер” Сергей Седов.— Клиенты, не имевшие возможности в конце 2014-го — начале 2015 года получить кредит на покупку, к примеру, бытовой техники, с приходом банковских МФО получают такую возможность. Так, граждане имеют расширенный выбор финансовых продуктов, а значит, могут более эффективно решать свои жизненные задачи”.

Вместе с тем операционный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Александр Дунаев советует гражданам внимательно смотреть на условия выдаваемых кредитов, так как теперь после подачи заявки на кредит или кредитную карту банка есть шанс получить продукт от дочерней МФО с очень похожим брендированием, но по более высоким ставкам. При этом в дальнейшем претензии на потенциально невысокое качество обслуживания нельзя будет предъявить банку, куда изначально была подана заявка. “Банк может в определенных случаях навязывать свою МФО в качестве кредитора, отказывая в предоставлении займа,— предполагает гендиректор Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Виктор Майданюк.— Как правило, стоимость займов в таких дочерних МФО ниже, чем в других МФО, но в разы выше, чем в самом банке. В этом случае могут пострадать, в частности, постоянные заемщики, которые не имеют подтвержденных высоких белых доходов или которые допускали отдельные нарушения по прежним кредитным договорам. То есть те заемщики, которые вряд ли сегодня смогут получить кредит в другом банке”.

ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА 

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ


Источник: http://www.kommersant.ru/