Прощание с бургерами из США: чем российский рынок заменит уходящую сеть McDonalds

Для замены международного фастфуда, который пригрозил уйти из нашей страны, российским понадобится не меньше года, считают участники рынка. «Профиль» разбирался, почему так сложно заместить зарубежные сети и что теперь произойдет с отечественным общепитом.

Сколько точек McDonald’s и KFC останется в России

В марте крупнейшие международные сети общепита решили приостановить работу на российском рынке. Но часть их заведений продолжают принимать посетителей и не планируют сворачиваться. Они управляются по франшизе: зарубежные компании не контролируют этот бизнес.

У McDonald’s, который лидировал среди сетей общепита в России по количеству заведений, выручке и узнаваемости, в стране есть три партнера-франчайзи. Под их управлением находятся 132 точки из 850. Например, ООО «ГиД» работает в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, а также в республике Алтай, Алтайском и Красноярском краях. После того как международная сеть закрыла свои рестораны 14 марта, все 25 заведений под управлением «ГиД» продолжали обслуживать гостей в штатном режиме.

У компании Yum! Brands (владеет брендами KFC и Pizza Hut) доля франчайзинговых заведений оказалась еще выше. Поэтому пока закрылись всего 70 ресторанов из более чем 1100. В компании говорили, что заканчивают работу над соглашением о приостановке всех операций Pizza Hut в России «в партнерстве со своим главным франчайзи». О подписании этого соглашения на момент сдачи материала не сообщалось. Но даже при закрытии всех пиццерий Pizza Hut франчайзинговые точки KFC могут продолжать работу.

Еще один участник «большой тройки» общепита – Burger King – не смог вообще ничего закрыть, несмотря на желание владельца франшизы – компании Restaurant Brands International (RBI). Дело в том, что у зарубежного акционера в российском «Бургер Кинге» – только миноритарная доля. Российские акционеры идею о закрытии не поддержали. В итоге RBI задумалась о продаже своей доли в бизнесе.

С уходом зарубежных компаний их российские партнеры неизбежно потеряют часть компетенций и инвестиций. Только McDonald’s вложил в российскую экономику около 2,5 млрд долларов к 2020 году, подсчитывали эксперты ВШЭ. Теперь развивать и продвигать заведения придется за свой счет.

Что будет после «временной приостановки»

Несмотря на относительно большую емкость российского рынка, для крупных международных сетей он далеко не главный. К примеру, у того же McDonald’s по всему миру – больше 39 тыс. заведений. То есть на РФ приходится чуть более 2% от общего числа. Глобальная сеть не обанкротится без российских потребителей. Тем не менее терять этот объем навсегда компании, кажется, не хотят. Поэтому многие заявили о временной приостановке на три месяца, начиная с середины марта. А рестораны McDonald’s, по данным источника ТАСС, могут снова открыться через полтора месяца, то есть уже к началу мая.

На Западе повторяют, что санкции в отношении РФ не задумывались как постоянные и могут быть сняты, когда на Украине прекратятся боевые действия. Формально это дало бы международным компаниям повод возобновить работу на российском рынке. Но для крупных потребительских брендов намного важнее мнение аудитории. Как отмечают эксперты, McDonald’s был вынужден уйти из РФ, чтобы не пострадать на домашних рынках. Общественное мнение там меняется небыстро и не привязано к снятию санкций. Поэтому для многих компаний присутствие в России еще долго будет нести репутационные риски.

Вдобавок ко всему ситуация в РФ для зарубежных игроков выглядит слишком неопределенной. Так, недавно депутат Госдумы Евгений Федоров предложил запретить в России деятельность компаний, которые ушли с отечественного рынка и не вернулись до 1 мая. И хотя парламентарий известен своими одиозными инициативами, на общем фоне его предложение уже не кажется невероятным.

Можно ли создать свой McDonald’s за год

Чиновники уверены, что заменить иностранный фастфуд будет совсем нетрудно. «В течение полугода, максимум года, всю эту сеть можно спокойно заместить нашими отечественным предприятиями», – говорил мэр Сергей Собянин о столичном рынке, где работало около 250 заведений McDonald’s. Чтобы поддержать российских рестораторов, Москва предложила им льготные целевые кредиты. Кроме того, отечественным сетям пообещали дать гранты и расширить программу софинансирования для покупки оборудования.

И все же участники рынка сомневаются, что полное замещение возможно. Тем более в такой короткий срок.

Российский ресторанный рынок достаточно хорошо развит, на нем есть много сильных брендов с широкой федеральной сетью, отмечает директор по развитию компании–владельца бренда «Якитория» Александр Муратов. Однако ожидать скорой замены не стоит: для этого понадобятся и огромные финансовые вложения, и время.

Уход некоторых игроков с российского рынка пока не окончателен, напоминает Муратов. «Это очень важный фактор для предпринимателей, которые в перспективе готовы занять освободившуюся нишу. Ведь если сеть возобновит работу, то конкурировать с ней в данном сегменте будет достаточно сложно», – объясняет эксперт. По его оценкам, даже у самых опытных игроков процесс замещения «вряд ли займет менее 9–12 месяцев».

Замена зарубежных сетей российскими вообще маловероятна, считает предправления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. «С рынка уходят профессиональные игроки, имеющие опыт работы в разных странах, на разных рынках и способные предоставить потребителю оптимальный продукт по соотношению цены и качества. У большинства российских компаний таких навыков нет», – признает он.

Почему иностранный фастфуд так сложно заменить

Большая часть продукции для международных сетей общепита производилась в РФ на отечественном сырье и закупалась у российских поставщиков, говорит CEO компании My Fridge (разрабатывает решения для торговли продуктами и готовыми обедами) Ольга Черногаева. Однако между нашим и глобальным общепитом есть много различий по части организации работы и продвижения. «Говоря откровенно, «Макдональдс» продает котлеты от того же поставщика, что и, скажем, Farsh. Однако за счет правильного маркетинга, за счет четко выстроенных процессов в сети, за счет объемов – оборот ресторанов «Макдональдса» на порядок выше», – объясняет эксперт.

Черногаева подчеркивает, что McDonald’s, KFC, Burger King – это жесткие дискаунтеры в общепите. При низком среднем чеке и низких ценах на готовую еду они «умудрялись платить арендные ставки значительно более высокие», чем могут позволить себе российские сети. А чтобы прийти к такому уровню процессов и таким оборотам, отечественным игрокам нужно «не один год заниматься продвижением и грамотным развитием», уверена она.

Помимо системных факторов замену осложняет и текущая экономическая ситуация. Продукты быстро дорожают, отдельные позиции – например, сахар – периодически исчезают из продажи. Представители общепита жалуются, что «поставщики задрали цены на 40%». В таких условиях расширять присутствие на рынке и удерживать соотношение «цена – качество» почти невозможно.

Хотя с учетом положения дел в экономике так много ресторанов, как раньше, в России может и не понадобиться. На фоне жестких санкций стране прочат падение ВВП на 7% в 2022 году. Эксперты по рынку труда ожидают роста безработицы и падения зарплат. А в таких ситуациях траты на кафе и рестораны урезаются одними из первых.

Источник