Финансовые услуги

Справка о деятельности Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в области повышения финансовой грамотности и защите прав потребителей на рынке финансовых услуг   

1. Повышение финансовой грамотности в рамках школьного курса «Экономика. Основы потребительских знаний»

КонфОП уже более 15 лет реализует программу по потребительскому образованию в школах России. В 2011 году было выпущено 3-е издание учебника для 9 классов общеобразовательных учреждений «Экономика. Основы потребительских знаний», рекомендованное Министерством образования и науки РФ для преподавания.  С целью повышения компетенции школьников в вопросах финансовой грамотности в учебнике представлены материалы, рассказывающие о принципах формирования сбережений, семейного бюджета, пенсионного обеспечения. Отдельное внимание в учебнике уделено банковским депозитам (включая систему страхования вкладов), а также деятельности страховых компаний на потребительском рынке (ОСАГО, страхование жизни и имущества), проблеме кредитования (принцип жизни в долг, виды кредитов, кредитной истории), платежным картам  др. В настоящий момент учебник востребован Департаментами образования в ряде субъектов РФ. В частности, в рамках сотрудничества КонфОП с Администрацией Костромской области,  курс «Экономика. Основы потребительских знаний» преподается в школах, а учебник доступен в сети библиотек области.

2. Содействие принятию законодательства, усиливающего позиции потребителей на финансовых рынках

Ключевым элементом обеспечения снижения социальных рисков при кредитовании населения является институт банкротства физического лица. До настоящего времени в РФ у заемщика-физического лица нет возможности объявить себя банкротом и списать свой долг. КонфОП принимает активно участие в продвижении законопроекта, устанавливающего процедуру банкротства граждан в РФ. Так, мы участвовали в подготовке и обсуждении данной темы в рамках Президиума Госсовета при Президенте РФ в январе 2012 года в Саранске (по результатом которого было дано поручение о внесении законопроекта Правительством РФ для рассмотрения в Федеральное собрание), в обсуждении и подготовке отзыва на законопроект в Общественной палате РФ летом 2012 года, а также в информировании граждан о положениях законопроекта в рамках проводимых конференций для СМИ и бизнес-сообщества.

3. Консультирование потребителей по вопросам защиты прав на рынке финансовых услуг

Региональные организации-члены КонфОП на постоянной основе оказывают правовую помощь гражданам по вопросам защиты прав граждан в области кредитования и страхования и восстановления украденных средств с карт потребителей. С целью привлечения внимания граждан к тематике КонфОП взаимодействует со СМИ при подготовке публикаций по данной тематике.

4. Развитие потенциала некоммерческих организаций для решения проблем закредитованности граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию

Проект стартовал в 2022 году. Он нацелен на повышение потенциала и расширение компетенций НКО в Архангельской, Пензенской, Тверской, Челябинской областях, Краснодарском крае, Пермском крае. Специалисты КонфОП провели обучение сотрудников данных НКО в части консультирования граждан по вопросам банкротства.

5. Проведение независимого мониторинга (общественной инспекции) в области защиты прав потребителей финансовых услуг

Проект осуществлялся с 2013 г. по 2022 в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

За время реализации Контракта сотрудники КонфОП провели четырнадцать тематических волн мониторинга состояния защиты прав потребителей финансовых услуг методом тайного покупателя.

В соответствии с Техническим заданием и по согласованию с Минфином России для проведения мониторинга выбирались темы по нескольким широким тематическим кластерам – кредитные, страховые, сберегательные услуги. Отдельно были рассмотрены вопросы привлечения средств граждан по принципу «денежной пирамиды», доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения, Интернет-банкинга.

Результаты исследований были опубликованы в СМИ и доведены до сведения регуляторов рынков.