Сверхдоступность алкоголя повышает смертность

Автомат по продаже косметического лосьона на основе боярышника появился на одном из домов в Калуге. Пузырёк спиртосодержащей жидкости объёмом 99 миллилитров продавали за 20 рублей.

Насколько такие продажи законны, ведь алкоголь могут купить дети и подростки? Кто выдает лицензию на установку подобных автоматов? Об этом говорим в эфире “Вестей ФМ” с председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрием Яниным.

Янин: Можно сказать следующее: конечно, когда в стране можно купить литр водки по цене 100 рублей… А если вы пересчитаете эти псевдолосьоны 75-градусные, там 100 миллилитров, стоит это всего 20 рублей в водку, то получается, что это самый доступный алкоголь, который есть на рынке.

Этот алкоголь доступен детям. 10-летний ребенок может взять вот эту 100-миллилитровую баночку, развести ее с водой, выпить. Если он выпьет три баночки, он может умереть от передозировки алкоголя, его сердце может не выдержать. Но пока этот ребенок не умер – это бизнес законен.

И здесь вопрос состоит в том, каким образом в России устроено налогообложение вот этой парфюмерно-косметической продукции? Не денатурированный, а там этиловый спирт. Почему эти люди не платят налог, который бы позволил сделать и эту продукцию хотя бы сопоставимой по ценам с ценами на крепкий алкоголь.

Второй момент: как происходит идентификация покупателя? Потому что продавец в магазине, не имея даже формального требования проверить возраст покупателя туалетной воды, если вы видите, что это ребенок, он не будет продавать.

Машине все равно: вы положили 20 рублей, взяли эти 100 миллилитров, выпили и дальше, как вам повезет. У меня вопрос здесь, скорее, даже к Минфину. И то, что в Калуге губернатор лично вмешался в эту ситуацию, это правильно. Таких автоматов не должно быть в стране, если мы хотим, чтобы продолжительность жизни в Российской Федерации соответствовала развитым странам, а не странам Африки.

Потому что, к сожалению, вот эта сверхдоступность алкоголя влияет сильно на смертность, и это все знают.

“Вести ФМ”: Начинают наши слушатели писать, например: “Такой автомат есть в Чебоксарах на Гражданской улице”. Надо сказать, что это не единственный способ продажи алкоголя такой, получается, что легально. То есть с точки зрения закона придраться сейчас пока нельзя никак, только разъяснительную беседу вести?

Янин: Да. Пока можно говорить о том, что это социально опасный бизнес, который убивает своих потребителей. Понятно, что никакого отношения к парфюмерии этот продукт не имеет. Не может быть духов, туалетной воды по цене 20 рублей за 100 миллилитров. Предприниматели, которые это оборудование делают, прекрасно понимают, в каком месте они окажутся после смерти, и как им будет там тепло. Государство тоже прекрасно понимает, что, не облагая парфюмерно-косметическую продукцию, не облагая настойки, которые идут в аптеки, акцизом, налогом, оно тоже содействует тому, чтобы у людей была альтернатива в выборе алкоголя. И соответственно, когда это все складывается вместе, получается ситуация, что мы только в прошлом году после 10-летних усилий вышли на ожидаемую продолжительность жизни мужчин в России чуть больше 65 лет. Вот этот уровень у нас был при Хрущеве.

Скачать аудиозапись: Сверхдоступность алкоголя повышает смертность (mp3 20.2 Mb)

Источник: http://radiovesti.ru