Концепция государственной политики России в сфере защиты прав потребителей


Проект

КОНЦЕПЦИЯ

Государственной политики России в сфере защиты прав потребителей

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Права потребителей является неотъемлемой  составляющей общих прав  человека, при этом потребитель единственный из всех субъектов рынка не является его профессиональным участником и без государственной поддержки не в состоянии эффективно защитить свои законные права.   Потребительская политика является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики любого государства, касается всего населения страны, каждого человека, более того решительным образом влияет на изменение направления вектора всей политики государства в сторону интересов людей. С другой стороны  общества потребителей и их объединения – одна из важнейших, массовых, эффективно и реально работающих уже сейчас структур гражданского общества,  реально  действующая система  экономического и правового всеобуча ее граждан.

Государственная  политика защиты прав потребителей должна быть системной, скоординированной с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей. Она нуждается в постоянном  совершенствовании, системном и целеустремленном подходе с учетом вопросов технического регулирования как инструмента для защиты прав потребителей.  Последовательная и эффективная потребительская политика является важным фактором  развития рынка, который оказывает влияние  на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния,  и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.

В соответствии с  Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (статья 2),   и гарантируется им (статья 45). В Российской Федерации действуют  признанные мировым сообществом права потребителей, а именно:

— право на безопасность товара (работы, услуги), что означает право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья, жизни и имущества;

—  право на информацию, что означает право получать сведения для того, чтобы делать  обоснованный выбор, действовать разумно и ответственно. Потребитель также должен быть защищен от вводящих в заблуждение или неточных сведений;

— право на выбор, что означает право иметь доступ к разнообразным товарам (работам, услугам), продаваемым по конкурентным ценам, а в случае монопольной торговли — иметь при справедливой цене  гарантию удовлетворительного качества. Государство должно обеспечить возможность выбора и конкуренции на рынке;

— право быть услышанным, что означает право потребителя отстаивать свои права и интересы и побуждать правительственные и другие, осуществляющие правительственную политику органы, принимать их к полному и объективному рассмотрению. Это право предусматривает представительство потребителей в указанных органах, а также участие в разработке новых продуктов и услуг, прежде чем они начнут производиться и реализовываться. Государство должно сформировать  систему обратной связи с потребителями, создать орган ответственный за реализацию основных прав потребителя;

— право на удовлетворение основных потребностей, что означает право на базовые материальные блага и услуги, обеспечивающие выживание, на адекватную пищу, одежду и кров, санитарные условия, здравоохранение и образование;

— право на возмещение ущерба, что означает право на облегченный доступ к процедурам удовлетворения обоснованных претензий и право получать компенсацию в случае приобретения некачественной продукции или получения неудовлетворительных услуг, а также пользоваться приемлемыми формами правовой помощи для удовлетворения как серьезных так и мелких претензий;

— право на потребительские просвещение и образование, что означает право приобретать знания и навыки,  позволяющие потребителю повышать потребительское образование, в том числе грамотность в части отстаивания своих прав, а также воздействия на сферы производства и реализации продукции и услуг;

— право на здоровую окружающую среду, что  означает право на физическое окружение, способное повышать качество жизни, включая защиту от экологических опасностей, над которыми отдельная личность не имеет контроля. Оно также означает необходимость защищать и улучшать окружающую среду для настоящего и будущих поколений, снижать негативное воздействие потребления на окружающую среду, для обеспечения устойчивого развития.

Настоящая Концепция  разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  действующим законодательством, Руководящими принципами Организации Объединенных Наций, для защиты интересов потребителей (принятых Генеральной Ассамблеей ООН  в 1985 г. и расширенных в 1999 г.),   с учетом  предложений, высказанных на Президиуме Госсовета России 16 января 2012 года, «Хартии  защиты прав потребителей» (принятой Парламентской Ассамблеей Евросоюза в 1973 г.), и «Стратегии потребительской политики Европейского Союза на 2007- 2013 года».

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО  РЕШИТЬ

На сегодняшний день в  России существует, хотя еще и не в полной мере целостная,   система защиты прав потребителей.  Она нуждается в достройке и постоянном совершенствовании. Это в первую очередь относится к  защите прав потребителей на муниципальном уровне. В настоящее время органы местного самоуправления, наиболее приближенные к населению, ввиду особенностей законодательства о местном самоуправлении фактически лишены права формирования и расходования средств на исполнение полномочий предоставленных законодательством о защите прав потребителей. В виду территориальных масштабов Российской Федерации проблемой примерно для 40% населения проживающего в удаленных и сельских территориях является возможность доступа к источникам правовой потребительской помощи.  Вместе с тем неудовлетворительное состояние потребительского рынка, отсутствие надлежащего обеспечения и гарантий безопасности и качества материальных благ и услуг, способствуют росту социального напряжения в обществе и сдерживают экономическое развитие России в целом. В условиях роста объемов потребления и насыщения рынка продукцией, проблемой для населения остается поступление в торговую сеть значительного количества некачественной, фальсифицированной и опасной для жизни и здоровья людей продукции.    Конституционные права потребителей не могут в достаточной мере быть обеспеченными без решения следующих проблем:

—  повышение роли потребителя в обществе через создание условий для здоровой конкуренции, внедрения современных концепций формирования качества и безопасности  материальных благ и услуг, обеспечения  граждан  системной потребительской информацией, потребительского просвещения и образования, содействия деятельности общественных объединений потребителей;

— обеспечение  скоординированных действий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части обеспечения эффективного решения комплекса задач по  соблюдению и   защите прав и интересов потребителей;

— наделение  органов местного самоуправления  необходимыми организационными и финансовыми ресурсами для ведения дел по вопросам, отнесенным к их полномочиям в Законе о защите прав потребителей в полном объеме;

—  разработка и реализация образовательных учебных программ и программ потребительского просвещения через СМИ и в учреждениях среднего и средне — специального образования;

— развитие сотрудничества и взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей на всех уровнях;

— обеспечение потребителей объективной и достоверной информацией о материальных благах и услугах  с целью дать возможность потребителю сделать осознанный выбор среди рыночных предложений;

— обеспечение системной «обратной связи» с потребителем;

— обеспечение надлежащей системы судебной защиты прав потребителей,  особенно в части возмещения имущественного и морального вреда;

— разработка и внедрение государственных программ поддержки деятельности общественных объединений потребителей путем формирования государственных заданий по важнейшим направлениями потребительских отношений (продовольственная безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые услуги и ряд других);

— усиление роли Президента Российской Федерации —  главного гаранта прав и свобод человека и гражданина, в вопросах влияния на потребительскую политику государства.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Анализ лучших практик защиты прав потребителей в странах ЕС и мира свидетельствует о разнообразии подходов к построению эффективной системы защиты прав потребителей. Однако общим и  ключевым для Европейского Союза и других развитых стран мира, является воплощение в практику принятия государственных решений принципа приоритета интересов потребителей над интересами любых политических и бизнес кругов. Только с применением этого подхода к обеспечению прав потребителей при объединении усилий всех заинтересованных сторон, причастных к  этой проблеме, можно получить значительный эффект как для потребителя, так и для социально-экономических преобразований в целом. Приоритет интересов потребителя над интересами иных участников рыночных отношений является главным условием развития и оздоровления рынка, поскольку именно потребитель является инвестором всех остальных участников рынка и, чем более защищенным и уверенным он чувствует себя в рынке, тем, очевидно, больший объем инвестиций потребитель вкладывает в рынок. При этом баланс интересов участников рыночных отношений является важным  условием развития и оздоровления рынка.

Практика защиты прав потребителей в Российской Федерации базируется на признанных во всем цивилизованном мире принципах, соблюдение которых гарантирует успешное интегрирование в общемировую систему ценностей:

— приоритет интересов потребителей перед интересами любых групп — бизнеса, политических, корпоративных и других;

— защита потребительских прав граждан органами власти всех уровней, за счет распределения полномочий и эффективного взаимодействия;

— совершенствование механизмов защиты потребительских прав граждан, на потребительском рынке;

— прозрачность и открытость в информационном пространстве государственной политики и соответствующих действий относительно защиты прав  потребителей;

— постоянный диалог между государством и общественными организациями потребителей;

— сочетание усилий правительственных и общественных структур в создании барьеров для нечестной предпринимательской практики;

— гарантия защиты потребителей от вреда их жизни, здоровью и экономической безопасности;

просвещение граждан в сфере их потребительских прав и способов их защиты,

— продвижение принципа здорового потребления с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

— поддержка производства и реализации материальных благ и услуг повышающих качество жизни человека.

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Целью Государственной   политики защиты прав потребителей в России является повышение качества жизни каждого гражданина России.  При этом ее основными задачами являются:

— построение эффективной системы защиты прав потребителей на основе определения стратегических направлений и приоритетов ее развития на перспективу;

— обеспечение действенной защиты законных прав потребителей, в том числе и в судебном порядке;

— обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, в сфере защиты прав потребителей;

— стимулирование увеличения на потребительском рынке доли  материальных благ и услуг повышающих качество жизни человека;

— повышение уровня информированности и правовой осведомленности потребителей относительно их законных прав и механизмов их реализации, а также правовой грамотности, субъектов ведения хозяйства, которые функционируют на потребительском рынке в части удовлетворения интересов потребителей;

— внедрение лучших мировых и отечественных практик защиты прав потребителей и борьба с недобросовестными деловыми практиками;

— обеспечение справедливого, доступного, оперативного досудебного и судебного порядков урегулирования потребительских споров;

— обеспечение баланса между самозащитой потребителей и эффективной государственной защитой их нарушенных прав;

— эффективная государственная поддержка действий общественных объединений потребителей по защите потребительских прав населения;

— непрерывный мониторинг эффективности действий всех исполнителей государственной политики по защите прав потребителей и разработка рекомендаций по совершенствованию российской  системы защиты прав потребителей;

— формирование в международной  среде имиджа прогрессивного государства уделяющего особое внимание приоритету прав потребителя как основного инвестора участников потребительского рынка и эффективности национальной системы защиты его прав.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Для эффективной реализации  Государственной  политики  защиты прав потребителей в России  важно придерживаться системного подхода к решению существующих проблем, публичного обсуждения и определения приоритетных целей, с обеспечением  координации действий федеральных и региональных органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций. Основными направлениями реализации Государственной   политики защиты прав потребителей является:

— совершенствование  действующего законодательства и нормативно правовых актов в сфере защиты прав потребителей;

— обеспечение представительства и увеличение влияния потребителей на формирование политики в сфере защиты прав потребителей и  технического регулирования;

— создание общероссийского национального интерактивного коммуникационного портала для потребителей, единых программных средств системы учета, обработки данных по обращениям потребителей и мониторингу результатов рассмотрения этих обращений;

— защита внутреннего рынка от опасных и ненадлежащего качества товаров (вещей, работ и услуг), создание гарантий их безопасности для жизни здоровья и имущества и соответствия качества заявленному их изготовителем, исполнителем;

— развитие системы сравнительных испытаний и независимых потребительских экспертиз безопасности и качества материальных благ  и услуг;

— обеспечение развития научных исследований в сфере защиты прав потребителей, объединяя такие дисциплины как экономика, правоведение, социальные и когнитивные науки;

— улучшение материально-технического и методологического обеспечения  исследований продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, и т.п.) и услуг с целью предотвращения и выявления фальсификации при решении потребительских споров и т.п.;

— создание системы стимулов для производителей и продавцов качественной и безопасной продукции повышающей качество жизни, и превышающей среднерыночные показатели качества;

— обеспечение правового просвещения граждан и доступа к потребительским знаниям через СМИ и систему образовательных программ в учебных заведениях всех уровней;

обеспечение эффективной системы возмещения убытков, понесенных потребителями некачественной продукции и отработка действенных механизмов оценки соразмерной компенсации морального вреда, наряду с ужесточением административных санкций за совершение подобных деяний;

— совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с общественными объединениями потребителей разработка регламентов такого взаимодействия;

— стимулирование внедрения высоких этических норм поведения в отношениях с потребителем и добросовестной деловой практики субъектов ведения хозяйства;

— внедрение института  повышения квалификации специалистов  в сфере защиты прав потребителей всех уровней;

— осуществление на государственном уровне мероприятий по защите потребителей от потенциальных рисков, связанных с использованием генетически модифицированных организмов, пищевых добавок и т.п.;

— совершенствование  законодательных актов для обеспечения защиты потребителей от влияния агрессивной и недобросовестной рекламы;

— обеспечение неотвратимости наказания поставщиков и продавцов, которые реализуют опасную, некачественную и фальсифицированную продукцию;

— предотвращение поступления на отечественный потребительский рынок фальсифицированной, контрафактной продукции;

— обеспечение функционирования системы производства и распространения социальной рекламы по вопросам защиты прав потребителей;

— создание общедоступного реестра субъектов товарного рынка (продавцов, поставщиков, производителей, исполнителей), которые систематически (более двух раз) нарушают права потребителей;

— создание системы оперативного оповещения потребителей относительно возможных рисков и опасности продукции и услуг на потребительском рынке;

—  поддержка системы медиативного разрешения споров между потребителями и продавцами, поставщиками услуг;

— совершенствование законодательства для осуществления эффективной защиты неопределенного круга потребителей, включающего систему экономических санкций применяемых к признанному судом правонарушителю и систему возмещения имущественных затрат и компенсации интеллектуальных вложений истца и его представителя по такому иску.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация  Государственной   политики   защиты прав потребителей обеспечит:

— повышение качества жизни граждан России до соответствия с признанными мировыми нормами и их превышение;

— увеличение темпов роста ВВП, расширение внутреннего рынка за счет увеличения объемов реализации и потребления товарной продукции, повышение устойчивости экономики России от внешних воздействий;

— повышение эффективности системы защиты  прав потребителей через построение отношений сотрудничества  органов государственной власти всех ветвей и уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей; реальное вовлечение органов местного самоуправления в защиту прав потребителей;

— достижение баланса интересов участников рыночных отношений и обеспечение справедливых условий для потребителей;

— насыщение потребительского рынка качественной и безопасной продукцией;

— обеспечение упреждающих действий для недопущения нарушения прав потребителей и принятия эффективных действий по защите этих прав;

— создание общественной атмосферы неприятия недобросовестной и нечестной предпринимательской практики,  внедрение конкретных механизмов противодействия этому явлению;

— повышение уровня осведомленности  населения относительно своих потребительских прав и способов их защиты;

—  формирование разумного потребления как существенной составляющей здорового образа жизни человека, которое являются важным элементом поддержания стратегических ресурсов государства и планеты в целом;

—  обеспечение равного доступа жителей отдаленных территорий и сельского населения к услугам по защите прав потребителей путем возвращения (вовлечения) органов местного самоуправления в российскую систему защиты прав потребителей;

— повышение авторитета государственной власти,  совершенствование институтов гражданского общества;

В реализации данной Концепции и обеспечении безопасности товаров для граждан России Российская Федерация будет сотрудничать со странами Таможенного Союза, Евразийского Союза, ЕС, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, а также со странами, где проходят главные потоки розничной торговли, и где есть интерес к такому сотрудничеству.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Механизмами реализации настоящей концепции государственной политики России в области защиты прав потребителей являются Стратегические проекты, Государственные целевые программы, стратегические проекты и целевые программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований России, а так же ведомственные отраслевые программ во исполнение государственных целевых программ.

Концепция определяет основные первоочередные меры в сфере защиты прав потребителей, которые должны быть реализованы в течение ближайшего времени.  Данная концепция должна быть положена в основу  Стратегического проекта или Государственной целевой программы защиты потребителей в России на 2012-2018 годы.