Торговля установила минимальную сумму покупки

питаниеНа кассах супермаркетов одной из иркутских торговых сетей появилось объявление: рекомендуемая цена покупки – 500 рублей, не меньше. Что возмутило всех.

Ведь оказалось, что “рекомендация” является еще и обязательной. Покупателей, желающих купить товар на меньшую сумму, кассиры обслуживать отказывались наотрез. Люди вынуждены были “скидываться” и объединять свои товары, чтобы добиться нужного чека.

После первых же жалоб Управление Роспотребнадзора по Иркутской области выдало торговцам предписание устранить нарушение, а виновных обещали оштрафовать. Хотя, согласитесь, что штраф в 20 тысяч рублей – не самая страшная кара для желающих поиграть на нервах покупателей.

Реакция опрошенных “РГ” экспертов на эксперименты иркутской торговли была бурной. “Это незаконно! – отрезал глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Здесь явное нарушение законодательства о защите прав потребителей. Надеюсь, что соблазна повторять такие эксперименты у других торговых сетей не возникнет”.

Закон дает покупателям право при нарушении их прав требовать компенсации морального ущерба
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Александр Зорин заметил, что если такие ограничения носят действительно “рекомендательный” характер, то никакого наказания не будет. Ведь они необязательны для исполнения, и покупатели могут их спокойно игнорировать. “Но если магазин вводит это правило как обязанность (а судя по жалобам, так и было), то сразу нарушается ряд федеральных законов”, – пояснил эксперт. Во-первых, нарушается публичная оферта (договор), которой и является ценник на товаре. А во-вторых, что самое важное, нарушается главный принцип гражданского права – свободы договора. Никто не может заставить нас заключить то или иное соглашение.

И не у всех наших граждан достаток позволяет делать разовые покупки на 500 рублей. “Взять студентов или школьников, которые забегают в магазин за жвачкой или газировкой, не заставлять же их раскошеливаться сразу на полтысячи. Это абсурд!” – возмущается юрист.

Что же делать покупателю, попавшему в такую ситуацию?

Во-первых, обратиться в местное отделение Роспотребнадзора, единодушно советуют эксперты. Во-вторых, обратиться с заявлением в прокуратуру, которая должна провести проверку по факту нарушения федерального законодательства.

“Последней инстанцией может быть суд, – считает Зорин. – По статье 15 Закона РФ “О защите прав потребителей” в случае нарушения ваших прав вы вправе потребовать компенсацию морального вреда. Тем более, если Роспотребнадзор подтвердил, что нарушения имели место, как в Иркутске”.

Впрочем, Дмитрий Янин придерживается несколько иного мнения. “Первое – после подобного опыта нужно навсегда забыть об этом магазине, – уверен он. – Что же касается возможности компенсировать моральные издержки, то это вопрос спорный, учитывая незначительность суммы, которую суд обяжет выплатить пострадавшему. Но стоит ли несколько тысяч рублей потраченных усилий и времени, решать вам”.

 

Источник: https://rg.ru