Средняя стоимость ОСАГО достигла 6,1 тыс. рублей

По итогам десяти месяцев 2015 года средний платеж по обязательной страховке автоответственности вырос на 61%, а страховая выплата — всего на 36%

Средняя стоимость ОСАГО достигла 6,1 тыс. рублей

фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

За десять месяцев 2015 года заключено 32,8 млн договоров ОСАГО, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2014-го (35,4 млн). Средняя выплата по полису за январь–октябрь 2015 года выросла на 61% в годовом выражении, до 5,4 тыс. рублей (против 3,3 тыс. рублей), за октябрь — на 66%, до 6,1 тыс. рублей. Это следует из свежего отчета Российского союза автостраховщиков, который есть у «Известий».

При практически не изменившемся количестве страховых случаев (2,09 млн против 2,04 млн) объем общий выплат вырос за 10 месяцев куда меньше — на 37%, до 96,9 млрд рублей. Средняя выплата достигла 47,4 тыс. рублей, увеличившись на 36% по сравнению с прошлым годом (34,7 тыс. рублей, плюс 36%).

Одновременно страховщики собрали с января по октябрь 176,8 млрд рублей страховых премий против 118,5 млрд рублей в 2014 году (+49%). Рост сборов обусловлен тем, что с осени прошлого года Центробанк уже дважды корректировал тарифы по ОСАГО. С 11 октября 2014 года регулятор увеличил базовые ставки и ввел тарифный коридор (до этого значение ставки было фиксированным), при этом минимальное значение увеличено на 23% по сравнению с предыдущим значением ставки, максимальное — на 30%. Например, для легковых автомобилей размер базовой ставки был равен 1,98 тыс. рублей, а после изменений был установлен тарифный коридор — от 2,4 тыс. до 2,6 тыс. рублей.

 

Спустя полгода тарифы вновь подверглись корректировке: с 12 апреля 2015 года Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта еще на 40%, также расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%). Кроме того, с 1 апреля были изменены территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, напротив, снижены.

Вопрос о необходимости повышения страховых тарифов по ОСАГО встал в 2014 году особенно остро, так как в июле прошлого года приняты поправки в закон об ОСАГО — ими с 1 апреля 2015 года увеличены страховые суммы за вред, причиненный жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей), а также имуществу потерпевшего (со 120 тыс. до 400 тыс. рублей). Также необходимость повышения тарифов по ОСАГО объяснялась тем, что с 2011 года значительно изменилась статистика аварийности, что стало причиной убыточности ОСАГО: по расчетам Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО в 2014 году составил 102% (если коэффициент выше 100%, это значит, что страховая деятельность приносит убытки).

По мнению зампредседателя правления страховой компании СОГАЗ Дамира Аксянова, к концу года общий рынок ОСАГО вырастет на 35–40% (до 200–210 млрд рублей) из-за повышения тарифов на этот вид страхования в октябре прошлого и апреле 2015-го. Сокращение общего количества заключенных договоров ОСАГО он объяснил прежде всего существенным падением продаж новых автомобилей (в 2015 году этот показатель сократился более чем на 30%) и связанным с этим сокращением автопарка. Кроме того, с осени 2014 года отменена обязанность оформлять отдельный полис страхования на прицепы, что также нашло свое отражение в количестве заключенных договоров.

— Почему рост средней премии больше, чем средней выплаты? Это временное явление, и в следующем году ситуация может серьезно поменяться. Повышение базовых тарифов на ОСАГО (впервые за 11 лет) было направлено на стабилизацию этого рынка. В то же время за последний год более чем втрое были увеличены лимиты покрытия, что уже начинает отражаться на объемах выплат, которые в отличие от премий дают отложенный эффект: они будут продолжать расти по мере того, как всё больше страховых случаев начнут происходить в рамках договоров страхования, заключенных после вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм, — пояснил эксперт. — Не будем забывать и о том, что был изменен порядок расчета выплат в связи с причинением вреда здоровью, расширен европротокол. Кроме того, из-за девальвации рубля растет стоимость запчастей, что находит отражение в справочниках к Единой методике расчета ущерба. Всё это способствует росту страховых выплат. Уже в октябре 2015 года темп роста средней выплаты оказался выше, чем прирост средней премии.

Источник: http://izvestia.ru