Рубль в настоящем

40% россиян не читают договор перед заключением финансовой услуги, 85% не могут рассчитать сложный процент по вкладу, 16% становились жертвой мошенников или теряли деньги. Подведены итоги всероссийского опроса фонда “Общественное мнение” (ФОМ) в рамках проекта “ФИНплейс” на тему финансового поведения вкладчиков. Полученные данные выявляют источники проблемных отношений между банками и гражданами и указывают, может быть, на основную черту российских вкладчиков, которые в большинстве своем не только не хотят быть богатыми, но и полагают, что богатство портит людей.

Частный инвестор

В России интерес к фундаментальным исследованиям финансового поведения возник в последние пять-шесть лет. До этого банки заказывали маркетинговые исследования, изучающие спрос на конкретные услуги и продукты. “Интересовались, так сказать, погодой. Мы же измеряем климат”,— объясняет Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы “Циркон”. “Финансисты — компетентные люди, но они сконцентрированы на решении узких задач, оставляя за рамками вопросы о том, как возникают экономические потребности, почему люди действуют тем или иным образом, как это влияет на то, что происходит на рынке, и к чему в конечном итоге это может привести”,— рассказывает Иван Павлюткин, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. Сейчас изучением климата занимаются в основном государственные игроки и регуляторы, подобные исследования заказывают Центробанк и Минфин РФ, Агентство по страхованию вкладов, Сбербанк.

Предполагается, что человек “экономический” рационален, стремится к максимизации прибыли и владеет всей информацией, нужной для совершения правильного выбора. “Такая модель хорошо описывает отношения среди профессиональных участников финансового рынка. Активные инвесторы действительно ведут себя “экономически”: используют разные финансовые инструменты, играют на бирже, рассчитывают риски. Но таких людей всего 1% населения. Не только в России, а во всем мире”,— объясняет Григорий Юдин, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. Эта небольшая группа обеспечивает основное движение денег, поэтому во многих случаях экономические модели работают. Но остальные 99% населения живут по-другому, и когда они выходят на рынок в качестве частных инвесторов, а потом начинают массово под влиянием эмоций забирать деньги из банков, возникают проблемы. “Поведение ипотечного заемщика абсолютно иное, чем поведение профессионального трейдера, но модели экономистов предполагают, что он ведет себя так же”,— говорит господин Юдин.

Работы в области поведенческой экономики (в первую очередь Амоса Тверски и Даниела Канемана, получившего Нобелевскую премию “за применение психологической методики в экономической науке”) показывают, что человек в финансовой сфере систематически ведет себя нерационально, причем это не зависит от его опыта и образования. За это ответственны установки нашего мозга. Мы, например, больше ценим рубль в настоящем, чем два в будущем, именно поэтому кредит психологически более привлекателен, чем вклад. Поведенческих ловушек немало. В их числе — давно обнаруженный феномен длительного сохранения прежнего уровня расходов человеком, доходы которого снизились и многие другие.

Больше не дадут

Не менее важную роль играют и социальные факторы, которые изучает экономическая социология. “Финансовое поведение человека нельзя анализировать без учета его социального окружения”,— подчеркивает Людмила Преснякова, руководитель проекта “ФИНплейс” ФОМа. Среди факторов, влияющих на поведение людей, она выделяет, например, стремление соответствовать “стандарту”, быть “не хуже других”. Это способствует так называемому престижному потреблению, когда, не имея никаких сбережений, человек тратит все средства (более того, берет кредит) на роскошную свадьбу, дорогую машину, iPhone последней марки. При этом такое поведение опять же нельзя считать полностью нерациональным: его причины хорошо изучены антропологами на примере первобытных обществ, членам которых без уважения окружающих было трудно выжить в социуме. “Окружение во многом определяет то, что делать “правильно””. Например, правильными могут считаться вложения” в ювелирные изделия, недвижимость, автомобили. Инвестировать свободные деньги в дорогие покупки готовы более 31% россиян, рассказывает госпожа Преснякова. “Нам также свойственно доверять “своим людям”, именно поэтому при принятии финансовых решений многие граждане обращаются не к экспертам, а к друзьям и знакомым”.

Чем плотнее социальные связи, тем более значимым оказывается влияние окружения. В то же время это влияние может помочь избежать финансовых ошибок. Иван Павлюткин и Григорий Юдин в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ изучали ситуацию с кредитами в малых городах России. “Малые города и мегаполисы — абсолютно разные миры. В малых городах живет около четверти населения страны, и именно там самая высокая доля закредитованных,— рассказывает Иван Павлюткин.— В крепких сообществах более высокий уровень доверия между его членами, финансовые отношения регулируются нормами морали. Например, существует институт долговых книг: постоянный клиент может в магазине взять товар в долг, причем на довольно большую сумму. Но если человек вовремя не вернет деньги, ему передадут через знакомых привет или вывесят его имя в списке должников на дверях магазина. Потерять доверие в сообществе, где все друг друга знают и все друг от друга зависят,— серьезное наказание”. Желание жителя такого города взять неподъемный кредит будет ограничено не столько рациональными соображениями, сколько возможностями: все вокруг прекрасно знают его финансовое положение и больше просто не дадут.

Там, где люди разобщены, как грибы после дождя возникают микрофинансовые организации (МФО), они наиболее интенсивно распространяются именно в малых городах России. МФО готовы дать “столько, сколько надо”, в результате сообщество теряет инструменты контроля финансового поведения своих членов и моральный климат радикально меняется. “В малых городах вдвое выше число людей, которые оправдывают невозврат кредита”,— отмечает Иван Павлюткин.

Рациональное поведение формируется у людей в больших городах, но результатом социальной разобщенности становится взаимное недоверие, в том числе между людьми и финансовыми институтами. “Заемщик воспринимает банк как беспринципного ростовщика, а банк заемщика — как потенциального обманщика, считающего возможным деньги не отдать, и закладывает в процентную ставку свои риски на невозврат кредита. Высокие ставки — результат взаимного недоверия”,— поясняет господин Павлюткин. “Отсутствие доверия к финансовой системе способствует нежеланию делать сбережения и коротким горизонтам планирования”,— подчеркивает госпожа Преснякова.

В свою очередь, существующая финансовая система размывает социальные связи, ведь деньги плотно вплетены в ткань социальных отношений. “Кредит сначала выглядит как независимость, возможность никого ни о чем не просить”,— рассказывает Людмила Преснякова и приводит в пример рекламу “Захотела… и взяла кредит”. Случается, что один из супругов просто не знает, что второй взял кредит.

Не хотят думать о деньгах

С точки зрения экономистов, человек стремится к максимизации прибыли. Однако, как показывает еще одно исследование ФОМа, 42% россиян не хотят быть богатыми, 63% считают, что богатство портит людей, 52% уверены: их разбогатевшие знакомые изменились к худшему, а 21% полагает, что богатые люди не заслужили своего богатства. “Многие люди просто не хотят думать о деньгах”,— отмечает госпожа Преснякова.

В нашем отношении к деньгам много мифологического. Например, антропологи выявили распространенную внутреннюю установку, когда люди воспринимают деньги как некую долю, которая у каждого своя. Человек считает, что ему “положено столько-то”, и не идет зарабатывать больше, даже если может. “Арифмометр в глазах” включается далеко не у всех.

Исследование “Циркона” показывает, что реальное присутствие на рынке финансовых услуг далеко не всегда совпадает с намерениями. Что касается личной стратегии, то, какое поведение считать правильным,— вопрос неоднозначный в условиях нестабильной макроэкономической ситуации. Не сберегать, а вложить средства в собственное здоровье и образование, получить еще одну профессию может оказаться более эффективной стратегией в условиях повышения пенсионного возраста, отмечают специалисты. И прежде всего человеку надо разобраться в своих целях, мотивах и желаниях, а не идти на поводу окружения и финансовых институтов. С этой точки зрения затраты на посещение психотерапевта могут оказаться лучшей инвестицией, чем вложения в любые финансовые инструменты.

 

Источник: https://www.kommersant.ru