Проверить и доверить, или Как санкции Запада помогли бизнесу и покупателям РФ

9bee8bdeefe3363089389c885b3c1f0dВведение санкций против России повлекло резкую перестройку всего потребительского рынка: не сразу, но большинству импортных продуктов питания была найдена замена. Удовлетворив спрос, остается «подтянуть» качество отечественной продукции и совместными усилиями контролирующих органов и добросовестных производителей найти эффективные меры борьбы с фальшивками.

От проверки к доверию, или Как санкции Запада помогли бизнесу и покупателям РФЗа последние двадцать лет качество продуктов питания в России улучшилось и они стали безопаснее

Когда же на потребительском рынке страны воцарит порядок? Ответ на этот главный вопрос искал корреспондент ФБА «Экономика сегодня».

Про фальшивки наши и заграничные

За последние двадцать лет качество продуктов питания в нашей стране заметно улучшилось и они стали значительно безопаснее. Об этом ФБА «Экономика сегодня» сообщили в Роспотребнадзоре. По данным организации содержание химических загрязнителей, выявляемых в продуктах питания, упало в 10 раз: если в 1995 году на рынке загрязненных продуктов было 5,8% от общего количества продуктов, то в 2015 году эта цифра снизилась до 0,5 %. Примерно в два раза уменьшилось и число продукции, признаваемой опасной по микробиологическим показателям. В 1995 году сотрудники Роспотребнадзора, проверяя торговые точки, находили около 9 % таких товаров от общего объема продуктов, а в 2015 году всего лишь 4,4%. А вот проблема фальсификации по-прежнему остается актуальной: только в прошлом году Роспотребнадзор выявил несоответствие нормативным требованиям 6,4% проб молока и молочной продукции, что соответствуют показателям за два прошлых года вместе взятых. Кстати, как отмечают эксперты, именно молочная продукция является наиболее часто фальсифицируемой в нашей стране. Принимая во внимание увеличение выявляемого фальсификата, Роспотребнадзор недавно выступил с инициативой введения уголовной ответственности и ужесточения административной ответственности за изготовление и (или) оборот фальсифицированной продукции. Помимо увеличения штрафов и конфискации продукции, ведомство предлагает ввести административную ответственность изготовителя, продавца продукции за неисполнение обязанностей по информированию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Впрочем, нельзя утверждать, что проблема фальсификации популярных товаров остро стоит только в нашей стране. Страны, которые неофициально имеют статус «потребительского рая», также регулярно сталкиваются с подделками. Так, согласно данным Конгресса США в январе 2014 года в этой стране было продано до 10% фальсифицированной продукции. Западные «производители» контрафакта – умельцы на все руки. К примеру, в США и странах ЕС более дешевые сорта рыбы и рыбных продуктов они выдают за более дорогие, коровье молоко разбавляют молоком других животных, в кофе и чай подмешивают кукурузный сироп или просто сахар. Китайцы более виртуозны в этом вопросе. Здесь частенько рис готовят из картофеля, смешивая его с синтетической смолой, а мясо крыс и лис маскируют под баранину.

Как санкции отразились на качестве

«Мы с вами в очередной раз переживаем непростые времена, — сетует председатель Совета НП «Росконтроль» Алексей Медников. — В эпоху санкций с полок исчезли многие привычные и проверенные продукты. На их место хлынула масса новой продукции. Зачастую неизвестной и от неизвестных ранее производителей. И, как показывает практика наших исследований, такое замещение не всегда качественное. Пока в России основная задача — удовлетворить количественный спрос, избежать дефицита продуктов. Но нельзя забывать о двух важнейших параметрах — безопасности и качестве. Вопрос безопасности находится в ведении государственных органов и работа в этом направлении ведется. А что касается обеспечения качества продукции, то здесь предстоит еще очень много работы.

Проверить и доверить, или Как санкции Запада помогли бизнесу и покупателям РФВвозимая плодоовощная продукция должна иметь фитосанитарные сертификаты и карантинное разрешение

Медникова поддерживает и исполнительный директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил  Глушков. «Подделываются, в основном, документы: сертификаты, разрешения, декларации, — констатирует он. — Здесь необходимо государственное правовое регулирование, ужесточение мер за попытки обмана потребителя, контроль и сертификация самих регламентирующих организаций. Кроме того, существует такая проблема, как подмена разрешенного товара товаром более низкого качества. В решении проблемы большую роль играет конкурентоспособность российского производителя – тогда импортировать низкокачественную плодоовощную продукцию будет невыгодно».

И правда, согласно законодательству РФ процедура декларирования соответствия и сертификация овощей определена как обязательная. Кроме того, ввозимая продукция должна иметь фитосанитарные сертификаты и карантинное разрешение. Но вот для ряда импортируемых овощей государственные стандарты не определены, для них разрабатываются и вводятся только дополнительные техусловия. В то же время отечественная продукция, выращенная на приусадебных участках или мелкими хозяйствами, также зачастую не соответствует требованиям: в ней находят паразитов, вредные вещества, которые используют в качестве удобрений и для борьбы с вредителями, и поэтому она не может получить допуск к реализации. «Проще говоря, ее нельзя покупать у населения для фасовки и продажи в розницу. На сегодняшний день немытый картофель с приусадебного участка можно купить по 6 рублей за кило, но никто не может поручиться, что он безопасен и соответствует ГОСТу», – объясняет Глушков. Вот так наглядно и выходит, что сертификация товара сегодня необходима, как отечественным, так и зарубежным производителям. За сертификацию выступает и Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Он считает, что введение санкций привело к падению качества продуктов в магазинах. «Если раньше мы могли покупать любые  высококачественные товары признанных мировых производителей, то сегодня, увы, мы этого лишились. Стала хуже и молочная, и мясная продукция», – уверен эксперт.

Покупаем проверенное

Систем добровольной сертификации в России, по информации заместителя руководителя «Роскачества» Ильи Лоевского, на сегодняшний день более тысячи. Но большинство из них по своей сути – маркетинговые инструменты. Производитель, пройдя такую сертификацию, получает некий значок, который может использовать на упаковке товара. Однако же исследования ВЦИОМ показывают, что такая маркировка не вызывает доверия у 63 % россиян. Наверное, поэтому сегодня торговые сети и гипермаркеты, во избежание фальсифицированной продукции создают механизмы проверки уже в самих торговых точках. Так, к примеру, поступает международная сеть гипермаркетов «Глобус», так работают предприятия «X5 Retail Group». «Система управления качества есть в каждой торговой сети, – говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти «X5 Retail Group» Станислав Наумов. – Мы договариваемся с поставщиками продукции, что проводим аудит на тех предприятиях, где выпускается самая популярная продукция. С региональными властями, в частности, в Петербурге, проводим программу «Петербургская марка качества». Таким образом, мы создаем позитивную альтернативу, привлекая внимание потребителя продукцией, которая прошла дополнительно добровольную проверку в городских центрах сертификации.

Бороться с фальсифицируемой продукцией непросто, но, как говорят производители, запреты – это не путь к развитию рынка. «Росконтроль» выступает за срочную и жесткую реформу системы ответственности бизнеса на потребительском рынке, предлагая параллельно снижать на него давление в части обязательных требований. И это, как говорит Алексей Медников, мировой опыт.

Проверить и доверить, или Как санкции Запада помогли бизнесу и покупателям РФВ России пока не хватает механизмов ответственности торговых сетей и производителей перед потребителем

Станислав Наумов рассказал корреспонденту ФБА «Экономика сегодня», что в России пока не хватает механизмов ответственности торговых сетей и производителей перед потребителем: «Можно было бы создать сквозной механизм ответственности, когда поступившая от потребителя обоснованная претензия дальше разбиралась бы на комиссии по добросовестным практикам и принималось бы решение, которое позволит впредь не допускать повторения подобных случаев вплоть до удаления соответствующего участника рынка за его пределы». Торговые сети возлагают большие надежды на программу «Российский знак качества», реализуемую АНО «Роскачество». Этот знак присваивается по итогам добровольной сертификации на несколько лет. В течение всего срока действия знака на предприятии проводятся плановые ежегодные и внеплановые инспекционные проверки. Если появляются основания полагать, что параметры какого-либо товара с российским знаком качества ухудшились, «Роскачество» устраивает инспекционную проверку, по результатам которой право на использование знака может быть отозвано.

Первые веерные исследования «Роскачество» начало проводить осенью 2015 года (в настоящее время на сайте организации опубликованы результаты проверки некоторых товаров). Для каждого исследования, по словам Ильи Лоевского, отбираются и локальные бренды, и продукция крупных игроков потребительского рынка, и импортные товары. Уже есть поводы для гордости. «Производители майонеза, можно сказать, собрали урожай российских государственных знаков качества – его получили шесть торговых марок. При этом уровень локализации, то есть присутствия в продукте отечественных ингредиентов, в данной категории был достаточно высоким – 75 %», – говорит Лоевский. Рынок растительного масла в России выдержал самые серьезные испытания. «Сегодня есть 36 потенциальных претендентов на российский знак качества, для выбора лучших товаров мы проводим аудит производств, в ходе которого исследуем уровень локализации, а также целый ряд характеристик, отвечающих за качество сырья. Для данной категории проектно-технический комитет Роскачества утвердил очень высокий уровень локализации производства на территории России – не менее 98%. Иными словами – и семечка, из которой сделано масло, и поле, на котором она выращена, и упаковка, и само производство должны быть российскими»,- сообщает Лоевский.

Роспотребнадзор предлагает перейти от надзора за объектами к надзору за продукцией. «Нужно установить специальный порядок надзора за продукцией и связанной с ней процессами, – рассказал собеседник ФБА «Экономика сегодня», – в том числе и за процессами хранения и перевозки. Планируется ввести понятие «контрольной закупки»». Также Роспотребнадзор выступает с инициативой ввести изменения в законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, установить ответственность заказчика за неисполнение обязанности осуществлять контроль за исполнением поставщиками условий контракта. А пока потребителю остается советовать тщательно выбирать товары на магазинных полках, доверяя проверенным и знакомым маркам.

 

Источник: http://rueconomics.ru/