При отказе от исполнения договора на реализацию туристского продукта потребитель должен обращаться с требованием о возмещении вреда к туроператору

Между истцом и турфирмой (ответчиком1) заключен договор на реализацию туристского продукта. Истец обратился к турфирме и туроператору с заявлением об аннулировании тура и возврате денежных средств, уплаченных по договору. Однако денежные средства истцам ответчиками не возвращены. Истец просит взыскать солидарно с турфирмы, туроператора в свою пользу денежные средства, проценты за пользование чужими денежными средствами.

По материалам дела установлено, что согласно квитанциям турфирма произвела перечисление на счет туропретаора денежных средства, что также подтверждается листом бронирования/подтверждением, при этом оставшаяся сумма составила агентское вознаграждение турфирмы. Согласно информации с официального сайта туроператора в сети Интернет, данный ответчик объявил о приостановке вылетов по турам.

В силу положения ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» независимо от того, от своего имени или от имени туроператора действует турагент, он не несет ответственность за последствия ненадлежащего формирования туроператором турпродукта и исполнение договора о его реализации.

С учетом определения понятия «турагентская деятельность», установленного ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта.

Положения Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 года № 452, в частности п. 2, не меняют указанных пределов ответственности турагентов и туроператоров.

Ответчик – турфирма во исполнение своих обязательств, как турагента, заключил с истцом договор реализации туристского продукта, предоставил, согласно требованиям закона и договора, всю необходимую информацию для правильного выбора турпродукта и принял у истца оплату за тур, перечислив денежные средства за вычетом агентского вознаграждения туроператору.

Таким образом, обязанности ответчика турфирмы по договору реализации туристского продукта перед истцом были выполнены в полном объеме. Учитывая намерение турфирмы возвратить истцу сумму агентского вознаграждения, подтвержденное в ходе судебного заседания, суд посчитал возможным взыскать с турфирмы в пользу истца денежные средства в размере агентского вознаграждения, при этом суд, учитывая изложенное выше и принимая во внимание отсутствие вины данного ответчика в нарушении прав и законных интересов истца, отказал в удовлетворении остальной части требований.

В судебном заседании установлено, что истцом за 72 дня до начала заказанного тура подано заявление об его аннулировании, в связи с чем суд пришел к выводу о необходимости взыскания с туроператора в пользу истца денежных средств, а также неустойки. (Басманный районный суд города Москвы дело № 2-747/11).