Обзор судебной практики Головинского районного суда г. Москвы за период 2010-2011 г.г.

Тема: оказание возмездных услуг. 

1. Безвозмездное устранение недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом подлежит удовлетворению при условии если товар имеет производственный недостаток, а не носит эксплутационный характер.

Истец обратилась в суд с иском к ответчику и просит об обязании ответчика безвозмездно устранить недостатки товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что истец на основании договора купли-продажи приобрел в собственность автомобиль марки М, после прохождения ТО потребителем в товаре выявлен недостаток качества: произошло механическое разрушение двигателя. Автомобиль был доставлен на станцию технического обслуживания ответчика для устранения возникшего недостатка в соответствии с условиями гарантийного обслуживания. Ответчик отказал истцу в безвозмездном устранении недостатка, сославшись на результаты экспертизы, из которого следует, что автомобиль эксплуатировался без замены технологических жидкостей, в том числе и моторного масла.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки; потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. …В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. В соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Как установлено судом, 17 апреля 2009 года между <данные изъяты> и Сафоновым М.С. заключен договор купли-продажи бывшего в эксплуатации автомобиля. Истец обратился к ответчику для прохождения технического осмотра и выполнения следующих работ: диагностики двигателя на мотор-тесте, регулировки рулевого управления.

После выполнения сервисных работ автомобиль был получен истцом – 01 июня 2009 года. 04 июня 2009 года автомобиль марки М. доставлен в ответчику на эвакуаторе, поскольку не заводился двигатель внутреннего сгорания. Истцом была подана претензия. Из ответов ответчика следует, что гарантия изготовителя, указанная в сервисной книжке автомобиля марки М., VIN №, распространяется исключительно на случаи обнаружения дефектов материала или изготовления при условии нормальной эксплуатации и своевременного технического обслуживания на сервисных станциях официальных дилеров изготовителя. Исходя из информации, указанной в сервисной книжки автомобиля обнаружено нарушение со стороны владельца автомобиля условий гарантийной политики производителя. Автомобиль эксплуатировался длительное время без замены технологических жидкостей, в том числе моторного масла, что является грубым нарушением гарантийной политики изготовителя автомобиля. Выявленная неисправность Автомобиля свидетельствует об эксплуатационных причинах ее возникновения, как указано выше. Поскольку в силу закона, если товар имеет производственный недостаток, то уполномоченная организация обязана произвести безвозмездный ремонт автомобиля по устранению данного недостатка, для проверки доводов стороны истца о наличии существенных недостатков в приобретенном им товаре, определением суда от 09 июля 2010 года по делу назначена судебная техническая экспертиза. Как следует из выводов экспертного заключения в двигателе автомобиля марки М. VIN № имеется неисправность в виде повреждения базовых деталей двигателя. Двигатель с таким пробегом и указанными повреждениями не ремонтнопригоден и нуждается в замене. Характер неисправности:
эксплуатационный – возникший в результате нарушений условий эксплуатации, а именно нарушения регламента обслуживания, установленного заводом изготовителем. Причинно-следственная связь между возникшими повреждениями базовых деталей двигателя и нарушением установленного заводом-изготовителем регламента технического обслуживания автомобиля носит прямой и непосредственный характер.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной истца, что автомобиль истца не имеет производственного недостатка, что выявленный недостаток автомобиля носит эксплутационный характер, а поэтому оснований, установленных законом для обязания ответчика произвести безвозмездное устранение недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, по заявленным истцом основаниям, не имеется.( дело № 2-1449/10).