Не так построились. Гарантийный срок на новые квартиры и лифты предложили увеличить вдвое

лифтВсе больше жалоб поступает от россиян на качество квартир в новостройках – то стены кривые, то вентиляция нарушена, то лифты не работают. В связи с этим появилось предложение увеличить гарантийный срок на новые квадратные метры с 5 до 10 лет, а на инженерное оборудование – с 3 до 6 лет.

Повлияет ли это на качество строительства? Мнения экспертов “Российской газеты” на этот счет разделились.

“Если построенный дом через пять лет и один месяц даст трещину – застройщик будет ни при чем. Если установленный в доме новый лифт сломается через три года и один месяц (а это вполне возможно, учитывая как лифты эксплуатируются для перевозки стройматериалов в первые годы существования дома) – застройщик тоже не виноват. Это несправедливо”, – говорят инициативные граждане, разместившие свою идею на интернет-ресурсе Российской общественной инициативы (РОИ).

На этом сайте, напомним, можно не только разместить свой законопроект, но и принять участие в голосовании. А если какая-то идея наберет больше 100 тысяч голосов, документ отправляется на рассмотрение экспертной группы в правительство. Инициатором появления сайта стал президент Владимир Путин.

По мнению авторов инициативы, которая за несколько дней собрала больше тысячи голосов, увеличение гарантийных сроков должно повысить ответственность застройщиков и тем самым улучшить качество строительства.

Это отличная идея, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. “Я даже думаю, что строители должны отвечать за свой продукт гораздо больше десяти лет, – заявил он. – Предлагаю добавить в этот народный законопроект еще одно предложение – об ужесточении инспекции и надзора за теми строениями, которые сегодня возводят в России”.

Янин добавил, что вернуть квартиру по гарантии будет очень сложно, в суде придется доказать, что строительные недостатки невозможно исправить. А вот добиться компенсации или исправления ошибок – вполне реально.

А вот руководитель аналитического центра “Индикаторы рынка недвижимости” Олег Репченко уверен, что увеличение гарантии ничего не изменит. По его словам, нарекания на качество строительства были всегда, главные среди них – неровные стены, “текущие” швы, щели в оконных рамах, неработающая вентиляция и так далее. Но выявить их всегда можно в ходе первого же ремонта, максимум – через год.

“Пяти лет вполне достаточно, чтобы обнаружить производственный брак, – говорит он. – А дальше уже ответственность должна ложиться на управляющие компании. Сплошь и рядом слышу истории о том, как управдомы доводили дом до аварийного состояния. Взять хотя бы трагический случай гибели женщины в шахте лифта в Москве, где подозреваемым проходит механик. Очень сомневаюсь, что виноват был застройщик”.

При этом увеличение количества жалоб при возведении домов он связывает вовсе не со снижением качества строительства в России. Все дело в экономической ситуации, уверен Олег Репченко. “Если раньше покупатели были рады любой квартире и закрывали глаза на халтуру строителей, то сейчас ситуация изменилась, – говорит он. – Рынок стагнирует, недвижимость можно купить дешевле, появился выбор – купить эту квартиру или выбрать другую, лучшего качества”. Вот и начинают жильцы жаловаться и качать права, что делают абсолютно правильно.

На что же имеют право новоселы? При обнаружении дефектов и неисправностей уже после приемки квартиры необходимо вызвать представителей управляющей компании и выяснить с ними причину появления неисправностей. Если это результат некачественно выполненных строительных работ, то исправлять нужно застройщику. Если же это – последствия деятельности соседей или результат действий обслуживающей компании, то нужно составлять акт и обращаться за компенсацией к виновникам.

Конечно, управляющая компания может не согласиться с выводами о некачественно выполненных работах или сам застройщик не захочет признавать факт своей халтуры. Тогда юристы советуют жильцам провести независимую экспертизу, результаты которой и станут доказательством в суде.

Инфографика: Леонид Кулешов / Елена Домчева / РГ