До конца 2019 года в России пройдёт первый этап эксперимента по прослеживаемости нескольких видов импортируемых товаров. Согласно подготовленному Минфином проекту правительственного постановления, контролировать процесс будут федеральные налоговая и таможенная службы. В документе прописано добровольное участие компаний в этом давно обещанном, но вызывающем вопросы эксперименте.
В первоначальный список товаров входят холодильники, стиральные машины и машины для сушки, мониторы и проекторы, детские коляски и металлическая мебель, интегральные электронные схемы, а также промышленные транспортные средства. ФНС и ФТС поручено выявлять недоплату пошлин и налогов, на основе анализа электронных сопроводительных документов. В пояснительной записке к постановлению Минфина (вступает в силу 1 апреля 2019-го) целью эксперимента названа «отработка организационно-технических мер по внедрению в РФ национальной системы прослеживания товаров для противодействия их незаконному ввозу и обороту на территории страны».
Часть единого механизма
Эту систему предполагается создать до 2024 года. В перспективе она должна стать отечественным сегментом механизма прослеживаемости в странах ЕАЭС, что, как пишет «Коммерсант», позволит властям быть в курсе всех операций с товаром в процессе его жизненного цикла. Сейчас для подобного контроля уже применяются ЕГАИС и электронная маркировка отдельных товаров, в частности, шуб и лекарств (в дальнейшем это коснётся обуви и древесины).
Но в отличие от них, система прослеживаемости основана на документальном контроле. Предполагается, что в электронной таможенной декларации появится новое поле с идентификационным номером каждой товарной партии. Эти данные будут загружаться в базу ФНС и сопровождать товар до торговой сети. Цель — определить, насколько легально он попал в Россию, и выявить разрывы в цепочках поставок для повышения собираемости таможенных платежей и налогов.
Будет ли эффект
Между тем в экспертном сообществе сложилось весьма неоднозначное отношение как к самой проводимой Минфином идее, так и к формам её реализации. Например, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин утверждает, что в реальности речь идёт о «частном сборе в пользу компаний-монополистов» и что платить за всё придётся россиянам из своих карманов.
Кто в выигрыше
По словам аналитика, он никогда не слышал о поддельных или контрафактных холодильниках или стиральных машинах: вся эта крупная бытовая техника собирается в основном в России, производство давно локализовано. Если же говорить, например, о производителях обуви, то им придётся нести издержки, связанные с необходимостью заниматься маркировкой, с наймом дополнительных сотрудников. Компаниям-монополистам всё это на руку, а вот мелкие участники рынка будут страдать, считает Дмитрий Янин.
Спорные критерии
Российские пользователи соцсетей, привыкшие к разного рода подвохам, без которых социально значимые правительственные решения обходятся редко, задаются одним вопросом: «За чей счёт банкет?» Изначальный законопроект Минфина «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ)» был, напомним, ещё в марте 2017 года раскритикован в пух и прах экспертами Минэкономразвития.
Возглавляемое Антоном Силуановым ведомство предлагало обязательную маркировку для продукции, оборот которой «без обеспечения его прослеживаемости может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства». Однако в Минэкономразвития сочли, что «на основании данных критериев невозможно однозначно определить, подлежит ли товар обязательной маркировке КИЗ». Замечания к проекту высказали также в Минпромторге, Минздраве, Роспотребнадзоре, ФНС и Росалкогольрегулировании.
Источник: https://news.ru/