Правительство определилось с концепцией обязательной цифровой маркировки товаров, разработанной Минпромторгом. В массовом порядке система вводится с 2019 года, хотя для ряда категорий действует уже сейчас — в режиме добровольного эксперимента. Она получит статус государственной информационной системы (ГИС), а бизнес, в свою очередь, — недискриминационный доступ к обезличенным данным на условиях, определяемых правительством.
Работа над концепцией затянулась из-за спора чиновников, которые никак не могли решить, как контролировать систему. Окончательно договориться удалось на совещании у вице-премьера Максима Акимова, курирующего проект. Подготовить документ в конце октября поручил премьер Дмитрий Медведев, пишут «Ведомости».
Доводы Минпромторга
Единым оператором данных будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), назначенный главой кабинета без проведения конкурса ещё в конце 2017 года. Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова, долями по 25% владеют госкорпорация Ростех и управляющий партнёр Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Партнёрство с частной структурой, по замыслу авторов проекта, приведёт к снижению нагрузки на госорганы и госбюджет.
В Минпромторге считают, что обязательная маркировка станет серьёзным шагом в борьбе с нелегальным товаром, что метки помогут автоматизировать учёт и логистику, а у потребителей появится инструмент контроля качества. Известен предварительный список товаров, которых система коснётся в 2019 году в разные сроки. В него вошли табачные изделия (с 1 марта 2019-го), обувь (с 1 июля), одежда, постельное бельё, полотенца, скатерти, духи и туалетная вода, блузы и рубашки женские, фотокамеры и фотовспышки, шины и покрышки (всё это — с 1 декабря). Планируется, что к 2024 году вся продукция, используемая в торговом обороте в РФ, будет маркироваться и регистрироваться в единой системе. Скажем, на каждую пару обуви, включая упаковку, будет наноситься двухмерный код DataMatrix, а покупатели смогут при необходимости возвращать товар продавцу.
Сомнения и риски
Многие эксперты, между тем, считают, что система обернётся ростом цен на товары и дополнительной головной болью для отечественных предпринимателей. Кроме того, представители малого бизнеса, торгующие на рынках и в киосках, по-прежнему будут ввозить контрафактную продукцию, утверждает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташёв. Впрочем, по его словам, крупные сети, которые прежде могли продавать партии подделок наряду с оригиналами, теперь окажутся в более строгих рамках.
Ранее, рассуждая о судьбе лекарственных препаратов (их маркировка двухмерным штриховым кодом становится обязательной с 1 января 2020 года), президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский напомнил News.ru, что тема обсуждается властями уже лет двадцать, принимая разные формы: то Ростех этим занимается, то Минфин, то налоговая полиция. Истинным движком проекта, по мнению Саверского, остаётся вопрос: откуда на вторичном рынке всплывают уже проданные лекарства, причём, как правило, очень дорогие — от онкологии или от других серьёзных заболеваний?
Барьер для малого бизнеса
По его словам, потребитель в данном случае будет дезинформирован относительно качества товара, а для малого бизнеса, для всех тех, кто пытается что-то делать в России, система станет серьёзным дополнительным барьером.
Эксперт отметил, что авторы концепции не представили никаких обоснований, почему та или иная товарная группа должна маркироваться. Например, невозможно доказать, что куртки или ветровки подделывают чаще, чем какие-то другие вещи. Вся эта история, резюмирует Дмитрий Янин, — результат плохого госуправления, а платить будет опять-таки отечественный потребитель, поскольку любые новые издержки бизнес заложит в цену товара.
Источник: https://news.ru