Духи и ботинки получат цифровой код

Утверждена система обязательной маркировки товаров

Правительство определилось с концепцией обязательной цифровой маркировки товаров, разработанной Минпромторгом. В массовом порядке система вводится с 2019 года, хотя для ряда категорий действует уже сейчас — в режиме добровольного эксперимента. Она получит статус государственной информационной системы (ГИС), а бизнес, в свою очередь, — недискриминационный доступ к обезличенным данным на условиях, определяемых правительством.

Работа над концепцией затянулась из-за спора чиновников, которые никак не могли решить, как контролировать систему. Окончательно договориться удалось на совещании у вице-премьера Максима Акимова, курирующего проект. Подготовить документ в конце октября поручил премьер Дмитрий Медведев, пишут «Ведомости».

Доводы Минпромторга

Единым оператором данных будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), назначенный главой кабинета без проведения конкурса ещё в конце 2017 года. Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова, долями по 25% владеют госкорпорация Ростех и управляющий партнёр Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Партнёрство с частной структурой, по замыслу авторов проекта, приведёт к снижению нагрузки на госорганы и госбюджет.

В Минпромторге считают, что обязательная маркировка станет серьёзным шагом в борьбе с нелегальным товаром, что метки помогут автоматизировать учёт и логистику, а у потребителей появится инструмент контроля качества. Известен предварительный список товаров, которых система коснётся в 2019 году в разные сроки. В него вошли табачные изделия (с 1 марта 2019-го), обувь (с 1 июля), одежда, постельное бельё, полотенца, скатерти, духи и туалетная вода, блузы и рубашки женские, фотокамеры и фотовспышки, шины и покрышки (всё это — с 1 декабря). Планируется, что к 2024 году вся продукция, используемая в торговом обороте в РФ, будет маркироваться и регистрироваться в единой системе. Скажем, на каждую пару обуви, включая упаковку, будет наноситься двухмерный код DataMatrix, а покупатели смогут при необходимости возвращать товар продавцу.

Александр Куров/News.ru

Сомнения и риски

Многие эксперты, между тем, считают, что система обернётся ростом цен на товары и дополнительной головной болью для отечественных предпринимателей. Кроме того, представители малого бизнеса, торгующие на рынках и в киосках, по-прежнему будут ввозить контрафактную продукцию, утверждает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташёв. Впрочем, по его словам, крупные сети, которые прежде могли продавать партии подделок наряду с оригиналами, теперь окажутся в более строгих рамках.

Ранее, рассуждая о судьбе лекарственных препаратов (их маркировка двухмерным штриховым кодом становится обязательной с 1 января 2020 года), президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский напомнил News.ru, что тема обсуждается властями уже лет двадцать, принимая разные формы: то Ростех этим занимается, то Минфин, то налоговая полиция. Истинным движком проекта, по мнению Саверского, остаётся вопрос: откуда на вторичном рынке всплывают уже проданные лекарства, причём, как правило, очень дорогие — от онкологии или от других серьёзных заболеваний?

Барьер для малого бизнеса

«Нет никаких гарантий, что промаркированная продукция будет безопаснее и качественнее той, что сейчас мы видим на полках магазинов. Вся схема строится на том, что производитель платит за этот код монополисту, а дальше — производит что хочет и как хочет. Главное — плати деньги с каждой единицы товара», — заметил в беседе с News.ru председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

По его словам, потребитель в данном случае будет дезинформирован относительно качества товара, а для малого бизнеса, для всех тех, кто пытается что-то делать в России, система станет серьёзным дополнительным барьером.

«Такая маркировка существует в развитых странах для подакцизных товаров — алкоголя и табака, и нынешний российский проект вполне можно было бы ограничить именно этой сферой. Но правительство пошло по другому пути, оно хочет охватить все товары потребительского рынка, включая лекарства, что особенно тревожно», — говорит Янин.

Эксперт отметил, что авторы концепции не представили никаких обоснований, почему та или иная товарная группа должна маркироваться. Например, невозможно доказать, что куртки или ветровки подделывают чаще, чем какие-то другие вещи. Вся эта история, резюмирует Дмитрий Янин, — результат плохого госуправления, а платить будет опять-таки отечественный потребитель, поскольку любые новые издержки бизнес заложит в цену товара.

Источник: https://news.ru