Хуже, чем в России, потребители чувствуют себя лишь в Греции. В первом квартале 2016-го по уровню потребительской уверенности Россия опустилась на предпоследнее место из 28 европейских стран, выяснили в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. До этого она была третьей с конца. Хуже россияне были настроены только в первом квартале 2015 года на фоне валютного и инфляционного шоков и на пике кризиса 2008–2009 годов. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Что произошло, почему такая ситуация сложилась?
— Как же не хочет в Крым и Сочи, ведь всплеск большой? Уже зимой все было практически на треть забронировано.
— Такое количество людей, которые смогли бы туда поехать, потому что у них нет выбора, просто не примут. Емкость ограничена, и больше того, чем цивилизованно может принять Крым, Сочи, они не примут. Плюс товарищи не будут работать себе в убыток — выросли цены, не так значительно, конечно, у некоторых частников.
— Еще не сезон.
— Да, еще не сезон, но летние цены уже выросли, поэтому можно говорить о том, что это все накопленное за предыдущие 1,5 года обострилось Новым годом и усилением конфронтации, которая как раз случилась после истории с Турцией, когда фактически всероссийская здравница, коей являлась Анталья, стала для людей недосягаемой по политическим соображениям.
— Исследователи также отметили, что крайне негативная тенденция в электорально активной возрастной группе граждан — от 30 до 49 лет. Это может привести к спаду уверенности именно в ней?
— Конечно. Но это те люди, которые традиционно являются локомотивами потребительской экономики, на которых все зарабатывают. Они чувствуют себя неуверенно, потому что понимают, что в таких условиях — и, наверное, это правильно — они должны максимально сократить свои текущие расходы, пытаться сформировать подушку сбережений на случай потери работы, желательно где-то в размере шести семейных бюджетов. То есть в сбережениях должно быть шесть семейных бюджетов, на шесть месяцев, потому что средний срок сейчас поиска работы превышает три-четыре месяца, и это время вам нужно будет как-то кормить свою семью. Поэтому это, конечно, пессимизм, и люди видят сокращение предложения в магазинах, упрощение ассортимента, так как полки забиваются несколькими брендами. Если раньше было 15 торговых марок, сейчас их там шесть-семь.
— Конкуренция все меньше и меньше.
— Люди видят, что если у других идут дела не очень хорошо, почему у его компании должны быть какие-то успехи в бизнесе? Поэтому все копят, держатся за свои места и, соответственно, текущие расходы срезают, а от этого, конечно, уверенность не может расти.
Источник: http://www.kommersant.ru