Всемирный день защиты прав потребителей-2015: Защитим право потребителей на здоровую еду!

o-HEALTHY-FOOD-facebook

Международная организация потребителей – Consumers International (CI) выражает озабоченность глобальной проблемой нездорового питания, связанного с 4 основными причинами смертности в мире: ожирение, высокое артериальное давление, высокий уровень глюкозы и холестерина. 

Нездоровое питание, связанное  с потреблением продуктов с высоким содержанием сахара, соли, насыщенных жиров, приводит к развитию основных неинфекционных заболеваний (НИЗ – рак, сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет), стало проблемой здравоохранения и экономики.

За последние 35 лет распространенность ожирения в мире удвоилась, и около одной трети взрослого населения в мире имеют повышенный вес или ожирение. Если существующая тенденция сохранится, к 2030 году 60% взрослого населения будут страдать от ожирения.

Согласно Докладу о ситуации в области неинфекционных заболеваний в мире Всемирной организации здравоохранения за 2014 год ¹, из 38 миллионов случаев смерти в результате  НИЗ в 2012 г. более 40% произошли преждевременно, среди людей в возрасте до 70 лет.

 

Consumers International предлагает меры международного уровня

Consumers International и мировое потребительское сообщество призывают ВОЗ разработать глобальный договор в целях защиты прав потребителей на здоровую еду.

  • Снижение высокого содержания жира, сахара и соли во всех продуктах питания
  • Сокращение нацеленной на детей рекламы «мусорной» еды
  • Соответствующая маркировка продуктов питания в помощь потребителям для выбора здоровой еды
  • Повышение стандартов питания в школах и больницах

Consumers International и Международная федерация по борьбе с ожирением подготовили проект Глобальной конвенции по защите и продвижению здорового питания на основе модели доказавшей свою эффективность Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Consumers International предлагает меры национального уровня:

  • Для снижения потребления сахара, соли, насыщенных жиров: включить эту задачу в национальные принципы по питанию, подключить экономические рычаги (поднять акцизы на сладкие газосодержащие напитки, как это уже  сделано в некоторых странах Европейского Союза);
  • Обеспечение надлежащей маркировки продуктов питания: маркировка должна быть ясной, легкой для понимания, располагаться на передней поверхности упаковки, давать содержание всех пищевых компонентов в расчете на 100 граммов и на 1 порцию;
  • Здоровое питание в школах: школы должны быть свободны от рекламы нездоровой еды, во всех школах должен быть свободный доступ к питьевой воде, обязательно регулирование пищевых характеристик продуктов, продаваемых через автоматы, пропаганда здоровой еды и ограничение потребления «мусорной» еды.

Российская Федерация

В России актуальной задачей является законодательное изменение правил маркировки продуктов питания (нанесение показателей содержания сахара, соли, насыщенных жиров).

Действующий Технический регламент Таможенного союза  ТР ТС 022/2011  «Пищевая продукция в части ее маркировки»  в статье  4.9. предусматривает нанесение на упаковку продуктов питания информации об энергетической ценности (калорийность), количестве белков, жиров, углеводов, количестве витаминов и минеральных веществ.

Однако потребителям не предоставляется информация о количественном содержании в продукте питания таких существенных пищевых компонентов как сахар, насыщенные жирные кислоты, соль. Важность обеспечения потребителей информацией по показателям этих компонентов обусловлена доказанным влиянием их потребления на состояние здоровья населения. Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Предоставление потребителю достоверной информации о содержании данных компонентов в продукте позволит сделать грамотный выбор при приобретении, таким образом, содействуя соблюдению принципов здорового питания и, соответственно, снижению рисков для здоровья граждан.

Также действующий техрегламент не предусматривает требований к размеру шрифта и фону надписи на этикетке продукта, в то время данные факторы влияют на восприятие потребителями существенной информации о продуктах, определяя возможный риск введения потребителей в заблуждение.

Это не соответствует лучшим мировым практикам: согласно принятым  Европейским парламентом правилам маркировки, на упаковках продуктов питания обязательно размещается информация о количественном содержании сахара, насыщенных жирных кислот и соли, определены требования к размеру шрифта и фону надписи.

Необходимо изменить  действующее законодательство и внести поправки в ст 4.9  Технического регламента Таможенного союза  ТР ТС 022/2011; «Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели: энергетическая ценность (калорийность); количество белков, усвояемых углеводов (в том числе сахаров, клетчатки), жиров (в том числе насыщенных жирных кислот), поваренной соли (или натрия); витаминов и минеральных веществ», а также определить требования к минимальному размеру шрифта и фону надписи на этикетке продуктов.

Реклама продуктов питания
с повышенным содержанием сахара, соли, насыщенных жиров

Реклама оказывает влияние на  выбор потребителей и формирует привычки, в случае детей раннего возраста (до 3 лет) – опосредованно через родителей, начиная с младшего возраста – непосредственно на детей. Среди рекламируемых продуктов питания для детей – много продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жира – так называемая «нездоровая, мусорная пища», что доказывается потребительскими исследованиями.

Опросы родителей и детей по оценке влияния продуктов питания в популярных детских передачах на российских телеканалах (исследование КонфОП в рамках проекта Consumers International), показали, что 77.4% детей просят родителей купить рекламируемые на ТВ продукты, а 79,2 % родители покупают им рекламируемые продукты.

Такая реклама должна быть значительно ограничена:

  • запрет на рекламу по ТВ и радио с 6 утра до 21 часов всех продуктов питания с повышенным содержанием сахара, соли, жиров;
  • запрет на продвижение продуктов нездорового питания в школах,
  • запрет на использование мультипликационных персонажей в рекламе и продвижении продуктов питания для детей с повышенным содержанием сахара, соли, жиров.

___________________________________________

¹ http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/148114/6/WHO_NMH_NVI_15.1_rus.pdf