Эксперт ОГФ Дмитрий Янин: Ключевые приоритеты по защите прав потребителей не вошли в План Правительства

Янин Дмитрий Дмитриевич

Дмитрий Янин, координатор рабочей группы «Права потребителей» ОГФ, Председатель Правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)

В 2017 году произошло значимое событие в сфере защиты прав потребителей — была принята Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1837-р от 28 августа 2017 года (далее — Стратегия). Этот документ, объединивший наиболее важные темы для защиты прав потребителей, был положительно принят неправительственными организациями.

Однако самая правильная Стратегия остается списком необязательных рекомендаций без Плана реализации с конкретными мероприятиями, сроками и ответственными исполнителями. В конце марта 2018 года этот План был утвержден Правительством, и в нем, к сожалению, не был отражен ряд существенных положений Стратегии, которые касаются благополучия миллионов российских потребителей.

Здоровое питание и достоверная информация на упаковке не в приоритете.

Одно из направлений деятельности в сфере защиты прав потребителей — законодательные инициативы по продвижению здорового образа жизни, в частности, обеспечение потребителей достоверной информацией о продуктах питания в целях снижения рисков развития заболеваний, обусловленных повышенным потреблением сахара, насыщенных жиров, поваренной соли.

Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, ожирения, сахарного диабета. В России наблюдается рост распространенности этих заболеваний. Особенно настораживает рост таких «взрослых» болезней среди детей и подростков. По данным Росстата, с 2005 по 2016 год среди подростков 15-17 лет заболеваемость ожирением выросла более чем в 2,5 раза (с 289,2 до 733,4 на 100 тысяч детей), а сахарным диабетом – почти в 2 раза – (с 15, 7 до 31,1 на 100 тысяч детей). Среди взрослого населения РФ с 2010 по 2016 год заболеваемость ожирением выросла в 1,5 раза – (с 813,2 до 1244,5 на 100 тыс. человек), а сахарным диабетом – на одну треть (с 2364,7 до 3143,6 на 100 тыс. человек). Рост потребления пищи с высоким содержанием сахара, насыщенных жиров, трансжиров и поваренной соли (включая фаст-фуд, сладкие газированные напитки) – один из основных факторов развития этих заболеваний. Стратегией предложено «для продвижения принципов рациональной модели потребления … информировать потребителей о таких важных аспектах защиты их интересов, как здоровое питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами…». Самую первую информацию о продукте питания потребитель получает, прочитав этикетку продуктов питания. На ней в доступном виде должно быть отражено содержание сахара, насыщенных жиров, трансжиров и поваренной соли.

Согласно Стратегии, «для обеспечения защиты граждан Российской Федерации как потребителей предлагается… проводить политику, направленную на обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой товаров…» . Однако, действующее на территории Евразийского экономического союза законодательство — Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» не предоставляет потребителю информации о количественном содержании в продукте питания вредных компонентов (в 100 граммах продукта или в порции) лишая тем самым потребителя шанса выбирать здоровую пищу.

Нынешнее регулирование не предусматривает требований к размеру шрифта и фону надписи на этикетке продукта, хотя это влияет на восприятие потребителями существенной информации о продуктах. Действующее регулирование не соответствует требованиям Комиссии CodexAlimentarius и отстает от принятых во многих развитых странах правил маркировки пищевой продукции.

Необходимо отметить, что Стратегией предлагается «продолжить работу по гармонизации национальных норм и нормативных актов, касающихся безопасности и качества товаров, с общепризнанными международными нормами (особенно в тех случаях, когда применяемые в Российской Федерации нормы являются менее жесткими)…», тем самым подчеркивается необходимость совершенствования действующего регулирования с учетом лучших мировых практик.

Для примера можно взять требования к маркировке продуктов питания, принятые в Чили, где в 2016 году вступил в силу «Закон по питательному составу пищевой продукции и рекламе». В законе определено максимальное содержание насыщенных жиров, натрия (соли), сахара и калорийности, сверх которого продукты объявляются продуктами с высоким содержанием этих нутриентов. Тогда на фронтальной поверхности упаковки внутри символа, напоминающего по форме стоп-сигнал, размещается бело-черное предупреждение следующего содержания: «высокое содержание сахара», «высокое содержание насыщенных жиров», «высокое содержание натрия», а внизу на предупреждении размещается подпись: «Министерство здравоохранения». В случае если продукт содержит высокое количество двух и более таких компонентов, размещаются два и более соответствующих знака.

По требованиям к маркировке продуктов питания Россия на десятилетия отстает от развитых стран. Предусмотренные в принятой Стратегии положения, отражающие необходимость и важность совершенствования законодательства в этой сфере, не нашли своего отражения в Плане мероприятий по реализации Стратегии и останутся благими намерениями по сохранению здоровья нации, не подкрепленными конкретными законодательными инициативами.

Для решения данной проблемы необходимо внести поправки в Техрегламент Таможенного союза, предусматривающие включение в показатели пищевой ценности пищевой продукции, указываемой в ее маркировке: количество насыщенных жирных кислот, транс-жирных кислот, сахаров, поваренной соли, а также требования к специальному кодированию данных показателей при маркировке пищевой продукции и требования к минимальному размеру шрифта, фону надписи на этикетке. К сожалению, в ходе работы по продвижению этих изменений сослаться на План реализации Стратегии будет нельзя.

Еще одной из проблем на стыке охраны общественного здоровья и защиты прав потребителей является устранение микронутриентной недостаточности в питании, в частности дефицита йода. Как показывает международный опыт, принятие законов об обязательном йодировании соли — наиболее эффективный метод решения проблемы, рекомендованный Всемирной Организацией Здравоохранения. В 95 из 130 стран мира, где существовал дефицит йода, такие законы уже приняты. В отсутствие массовой йодной профилактики йодированной солью проблему ликвидации йодного дефицита и вызванных им заболеваний решить невозможно. Как было уже указано выше, в Стратегии предлагается обратиться к общепризнанным международным нормам для гармонизации национального регулирования. Для этих целей в проект Плана было внесено предложение о разработке нормативного правового акта (проект федерального закона), обеспечивающего реализацию права рационального выбора продуктов питания, обогащенных микронутриентами, однако учтено оно не было.

Рациональное потребление: декларация намерений без конкретных мер

Важным компонентом Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года стало рациональное потребление. Согласно Стратегии, «для продвижения принципов рациональной модели потребления предлагается способствовать выработке политики рационального потребления, предполагающей удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в товарах (работах, услугах) экономически, социально и экологически рациональными способами…» .

К сожалению, План реализации Стратегии в этой части предусматривает меры исключительно рекомендательного и информационного характера. Мероприятие «подготовка рекомендаций по дальнейшему повышению степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах за счет рациональных моделей потребления и проведение информационной кампании” со сроком исполнения «июль 2026 года» очень сложно назвать инструментальным и способствующим решению задач Стратегии.

По нашему мнению, которое разделяют и экологические организации, действенными стали бы следующие меры:

— разработка нормативного правового акта (проект федерального закона), обеспечивающего увеличение спроса на товары, наносящие меньший вред окружающей среде,

— разработка нормативного правового акта (проект поправок в Технический регламент Таможенного союза), предусматривающего обязательное цифровое,​ ​буквенное​ ​(аббревиатура)​ ​обозначение​ ​материала,​ ​из​ ​которого изготавливаются​ пластиковые изделия.

Очень странно, почему на фоне критической ситуации с переработкой мусора в ряде субъектов РФ (например, в Московской области) государство проигнорировало шаги, которые бы привели к снижению спроса на экологически опасные товары. Пока что в сознании потребителей вся тема экологической чистоты ограничивается оценкой, насколько какой-либо «зеленый продукт» полезен для здоровья гражданина. Экологический след потребительских товаров в расчет не принимается. Правительство, утверждая План работы ведомств, не пытается связать вопросы потребления и экологии.

В Стратегии было также уделено внимание вопросам энерго- и ресурсосбережения для продвижения принципов рациональной модели потребления. Так, документом предлагается «способствовать разработке, производству и использованию таких товаров, которые были бы безопасными и энерго- и ресурсосберегающими на протяжении всего цикла использования».

На реализацию этого положения Стратегии было нацелено предложение КонфОП о разработке нормативного правового акта (проекта федерального закона), предусматривающего законодательное закрепление для изготовителя обязанности выпуска ремонтно-пригодных технически сложных товаров. План реализации не содержит ни одной реальной меры, способствующей решению задач энерго- и ресурсосбережения.

Право на просвещение

Важной частью системы защиты прав потребителей является обеспечение права граждан на просвещение в области защиты прав потребителей. Эффективность потребительского просвещения во многом зависит от того, начинается ли оно вовремя, со школы, когда дети начинают анализировать окружающий мир и формировать свое потребительское поведение.

Для того чтобы гарантировать права граждан на просвещение в области защиты прав потребителей (а эти права закреплены в профильном законе), необходимо обеспечить включение соответствующих требований в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, общего и высшего образования, основные образовательные и профессиональные программы на всех уровнях образования, начиная с начальной школы, используя систему повышения квалификации преподавателей, заканчивая высшими учебными заведениями, готовящими преподавателей и юристов, включая спецкурс во всех высших учебных заведениях, готовящих специалистов для отраслей сферы обслуживания потребителей. Закрепление обязательного просвещения в области защиты прав потребителей на федеральном уровне позволило бы распространить имеющийся опыт образовательных проектов (включая успешные региональные школьные олимпиады по потребительским знаниям) на все регионы Российской Федерации. Читатель уже догадался, что в Плане мероприятий о потребительском просвещении в образовательных учреждениях нет ни слова.

Подытожить этот невеселый рассказ могу со сдержанным оптимизмом: общественные организации, нацеленные на защиту потребителей, продолжат работу над воплощением в жизнь всех важнейших мер, упомянутых выше. Вне зависимости от планов и стратегий.

Источник: https://civil-forum.ru