Скупать ли гречку, телевизоры и автомобили после падения курса рубля

Во что имеет смысл вложить деньги в нынешней ситуации [инфографика]

Многим памятен опыт декабря 2014 года. Тогда на фоне предыдущей волны кризиса и резкого падения рубля тоже казалось: все пропало, спасайся кто может. Крупу, соль и спички, правда, особо уже не скупали. Зато смели все, что можно, в магазинах электроники и бытовой техники. И в автосалонах.

Отдельные граждане умудрились купить сразу по три телевизора или парустиральных машин — на все деньги. В надежде перепродать потом, когда цены взлетят. Весной и летом 2015-го эти телевизоры, стиралки и холодильники в большом количестве всплыли на популярном сайте бесплатных объявлений Avito. Новенькие, в заводской упаковке. Владельцы продавали их с баснословными скидками, раза в два дешевле, чем это добро стоило в момент декабрьского ажиотажа…

Стоит ли горячиться сейчас? И к чему вообще готовиться?

Начнем с продуктов. А то, может, и правда крупу закупать пора — а то будет потом 300 рублей за кило?

— Потенциально повышение цен в торговых сетях из-за падения рубля может произойти где-то в течение месяца. Поскольку импорта у нас на прилавках по-прежнему много. Мы ушли от поставок из Европы, но частично заменили их продукцией других зарубежных стран. Кроме того, и в чисто отечественных товарах есть импортные ингредиенты, упаковка… А это — зависимость от курса валют, — говорит Андрей Карпов, председатель Ассоциации экспертов рынка ритейла. — Но тут главный вопрос — что будет дальше? Потому что пока падение рубля не такое уж большое, бывало и хуже. Многие сетевики, которые работают с зарубежными поставщиками, предполагаемые колебания курса в течение года заранее учитывают и закладывают в стоимость. Пока падение рубля не выходит за рамки этих предположений.

Есть и еще один момент. Рынок ритейла, по словам нашего эксперта, до сих пор так и не вышел из стагнации, вызванной предыдущим кризисом. Рост за год — менее 2%. Куда повышать цены? Покупатели совсем разбегутся.

Скорее можно предположить, что какие-то более дорогостоящие товары будут вытесняться более дешевыми и менее качественными.

То же касается и бытовой техники, и автомобилей. Эксперты авторынка в один голос сейчас обещают подорожание как новых импортных машин, так и тех, что собираются у нас преимущественно из импортных составляющих, как минимум, на 3-3,5%. Но кто их покупать будет? За первый квартал 2018-го года российский авторынок наконец показал рост, в связи с чем прогнозы по году были хорошими — плюс 10% к 2017 г. Но теперь они вряд ли осуществятся.

А какие-то иностранные компании могут посчитать для себя невыгодным оставаться на российском рынке.

— Конечно, очень возможно, что, как и в прошлую волну кризиса, с нашего рынка будут уходить какие-то зарубежные бренды — в силу того, что они здесь потеряют покупателей. Это касается и автомобилей, и рынка одежды, и всего остального, — объясняет Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации потребителей (КонфОП). — Конкретные прогнозы, кто именно уйдет, сейчас пока давать сложно. Но важнее другое — к нам вряд ли придет кто-то новый. А для потребителей это всегда плохо, поскольку снижается конкуренция. Те, кто все-таки сумеет остаться, будут отыгрываться на них и в плане цены, и в плане худшего качества. Тем не менее я все-таки не порекомендовал бы сейчас пороть горячку и бросаться покупать автомобили или что-то еще. Если есть сбережения, особенно в валюте, поберегите их — если экономическая ситуация ухудшится, они вам пригодятся просто на жизнь.

Собственно, этому же нас научил и опыт 2014-2015 года.

. Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Источник: https://www.kp.ru