Не болтай лишнего

HYIPКак не попасться на удочку мошенников, продавая или покупая товары на сайтах личных объявлений

Ежедневно миллионы россиян пытаются что-либо продать или купить через Интернет. На самом популярном ресурсе одномоментно находится более 30 миллионов частных объявлений. Но, выставляя на продажу шубу, платье, сапоги, мебель, машину или квартиру, помните — в Интернете на каждого честного покупателя приходится несколько мошенников.

Как не попасться на их уловки и не остаться с пустым кошельком? Расскажем.

Мой коллега на днях выставил на продажу специальную медицинскую кровать для тяжело больных людей. Рассуждал так: новая стоит дорого — не каждая семья может себе позволить, а со скидкой люди купят.

И действительно, как только объявление было размещено, позвонил мужчина. Потенциальный покупатель сообщил, что вещь ему очень нужна, только приехать за ней в данный момент он не может, так как находится в другом городе. За кроватью приедет его знакомый, а пока что он готов внести предоплату, чтобы «застолбить» за собой товар.

Звонящий попросил продиктовать номер банковской карточки. Дальше — больше. Ему понадобились более личные данные (срок действия карты, трехзначный код на оборотной стороне). Мой коллега повесил трубку. Стало ясно: что-то здесь нечисто. Ведь для простого банковского перевода на пластиковую карту достаточно знать ее номер и ФИО владельца.

В Интернете подобных историй множество. Вот, например, Мария из Омска решила продать «из рук в руки» машину. Разместила объявление. И сразу же раздался звонок. Покупатель даже особо и не расспрашивал о машине. Практически с ходу заявил, что его все устраивает и он готов внести предоплату в размере 10 тысяч рублей. И попросил дать реквизиты карты.

Любые разговоры о предоплатах и выяснение номеров и кодов банковских карт — это стиль работы мошенников

А потом сообщил, что у него другой банк. И за перевод нужно заплатить большие проценты. А переплачивать он не хочет, поэтому просит приехать к любому банкомату банка Марию, и там он совершит «мгновенный» перевод, которым сейчас очень активно все пользуются в бизнесе. «Здесь-то мы с мужем заподозрили обман, — пишет в соцсетях Мария. — Я связалась с банком по «горячей линии» и поинтересовалась о существовании неких мгновенных переводов, на что специалист мне сообщил, что ничего такого не практикуется. Но мошенник не унимался: когда я и мой муж отказались ехать к банкомату, он начал нецензурно ругаться и бросил трубку».

Сайты по продаже подержанных вещей — это, конечно же, не альтернатива классическим «блошиным рынкам», считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Комиссарова. В Сети реализуются несколько моделей торговли. Какие-то из них — это отголосок прошлых времен, а другие — веяние современности.

Модель первая: прокат. Он удобен тем, что можно попользоваться вещью, а потом сдать ее, а, например, не искать на балконе место, куда бы на лето спрятать лыжи. Через сайты интернет-продаж такая модель легко реализуется. На Западе это называется шеринговый маркетинг. У молодых людей популярна идея: не стоит привязываться к вещам и иметь все свое. Необходимое можно арендовать на время.

Другая модель: рациональные покупки. Как поясняет Татьяна Комиссарова, покупатель начинает задумываться перед каждой покупкой: а так ли она нужна? А если нужна, может, стоит купить бывшую в употреблении и сэкономить? В Интернете можно найти с большими скидками уникальные товары: к примеру, билеты в аквапарки, на модные шоу, различные медаппараты.

Но любая покупка «из рук в руки», не сопряженная ни с выдачей чеков, различных сертификатов, подтверждающих качество товаров, чревата сюрпризами. И подсунуть могут что угодно, и денег не заплатить, а потом, как говорится, ищи ветра в поле.

По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, самый разумный способ обмена товара на деньги — это личная встреча между продавцом и покупателем. А если она невозможна, так как приглянувшейся товар находится в другом городе и ехать за ним нет времени, то разумнее подождать, когда аналогичную вещь будут продавать поближе.

Действительно, вряд ли стоит переводить незнакомому человеку предоплату за машину или дачу, которые вы в глаза не видели, и точно не уверены, существуют ли они в реальности. В Интернете вы видите лишь картинки с красивыми машинами или ухоженными фазендами, а что там на самом деле, можно понять, лишь побывав на месте, пообщавшись с живыми людьми, посмотрев документы.

На сайтах по продаже товаров полным-полно и «подставных» объявлений. И создают их также мошенники. У людей, которые реально продают ту же недвижимость, мошенники, прикидываясь потенциальными покупателями, получают фотографии объекта, а затем размещают их уже от своего имени. Умудряясь находить простачков, они получают от них деньги в качестве предоплаты и растворяются на бескрайних просторах Интернета.

Найти интернет-мошенников очень сложно. Единственная возможность, как поясняет юрист Алим Бишенов, если преступники сами где-то засветились. «Популярные сайты и соцсети начали сотрудничать с правоохранителями, предоставляя им информацию о пользователях, в том числе номера телефонов, указанных при регистрации, и использованных IP-адресов», — сообщил юрист. С такими данными шансов поймать мошенников становится больше.

Инфографика «РГ»: Александр Смирнов/Елена Березина
Советы экспертов «РГ»

Самые распространенные способы обмана на сайтах по продаже товаров

Схема N1. Самая распространенная. Ваш товар понравился. Покупаем не глядя, хотим отправить задаток. Радостный продавец дает номер карты и сvv-кодом. После этого продавцу на телефон приходит sms с кодом доступа. Тут же перезванивает и «покупатель», объясняя, что когда пытается перевести деньги, у него запрашивают пароль. «Пароль, видимо, пришел к вам, продиктуйте, пожалуйста», — просит «покупатель». Если человек никогда не сталкивался с подобной ситуацией, он спокойно дает номер, указанный в sms и фактически предоставляет мошенникам доступ к своему счету, с которого тут же улетают все деньги.

Схема N2. При продаже недвижимости после размещения объявления быстро активизируются якобы риелторы. Причем, уверяют, что за свои услуги берут не более одного процента от сделки. Но готовы сопровождать сделку от начала и до конца. На этом мошенники и играют. Ведь, например, если домик продается за миллион рублей, то один процент — это всего 10 тысяч рублей. Выгодно! Но агент просит заплатить за его работу вперед. Если продавец соглашается и переводит деньги риелтору, то последний исчезает.

Схема N3. Продавец говорит, что может продать вам вещь не при личной встрече, а только через почтовую пересылку при условии полной или частичной предоплаты. Если кто-то изначально не готов лично показать свой товар, то это реальная возможность получить привет от интернет-аферистов. А переведенные деньги вы уже никогда не увидите. И один шанс из миллиона, что удастся найти и привлечь к ответственности мошенника.

Тем не менее можно попытаться, говорит юрист Алим Бишенов. Сначала надо обратиться с заявлением в полицию, подкрепив его нотариально заверенными распечатками скриншотов переписки с преступником, при возможности — аудио- и видеоматериалами. То есть лучше записывать все телефонные переговоры. Заявление надо зарегистрировать. Если по итогам предварительной проверки полицейские отказывают в возбуждении дела, то заявление вместе с документами необходимо направить в прокуратуру по месту жительства или совершения правонарушения.

Запомните! «Любые разговоры о предоплатах и выяснение номеров и кодов банковских карт — это стиль работы мошенников, — констатирует Дмитрий Янин. — И если вы активно продаете и покупаете в Интернете и используете безналичные способы перевода денег, заведите отдельную карту и не держите на ней серьезных накоплений».

Источник: https://rg.ru