Надзор за «Ашаном»

ашанВ пятницу, 21 августа, пресс-служба самарского управления Россельхознадзора отчиталась о проверке продуктов в местном «Ашане», в ходе которой были обнаружены 267 кг овощей и фруктов «без документов, подтверждающих их происхождение, сорт и безопасность». В соответствии с указом президента и постановлением правительства подозрительные персики, виноград, яблоки, перцы и помидоры были уничтожены прямо на территории супермаркета.

Почти одновременно пришло сообщение из Омска: там уже Роспотребнадзор отчитался о поданном против «Ашана» заявлении в Арбитражный суд. В Сибири проверяющим не понравился плохо пропечатанный ценник: «на маркировочных ярлыках … не указана понятная, достоверная, легко читаемая и не вводящая потребителей в заблуждение информация».

Таким образом «конфликт» между ритейлером и двумя государственными надзорными службами распространился за пределы столичного региона, о котором шла речь вначале.

К столичным супермаркетам сети «Ашан» у Россельхознадзора претензии появлялись в течении всего лета. В начале проверяющие обнаружили на прилавках просроченное мясо — из распределительного центра отгружалось охлажденное мясо, срок годности которого заканчивался через 1-2 дня, однако после его переработки в гипермаркетах на маркировке указывались сроки годности 2-3 дня, хотя срок годности мяса после вскрытия вакуумной упаковки не должен превышать 12 часов.

Затем появилось сообщение о пицце, которая была сделана из просроченной сырокопченой колбасы.

Наконец, 4 августа клиентов «Ашана» обрадовали тем, что Россельхознадзор выявил в свином фарше ДНК лошади, курицы и крупного рогатого скота, а в полуфабрикатах люля-кебаба из говядины и баранины найдены ДНК свиньи, овцы и крупного рогатого скота. Причем, по данным ветеринарной службы, «89% проверенной продукции было фальсифицировано».

В итоге ведомство потребовало от «Ашана» прекратить переработку и выпуск собственных полуфабрикатов. Ветслужба направила ритейлеру уведомление для составления протокола об административном правонарушении и дальнейшей передачи дела в суд, который и сможет запретить производить собственную продукцию

В среду, 19 августа, главный санитарный врач России и глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что столичное управление ее ведомства с середины июня проводит «системную полную плановую проверку по всем магазинам сети «Ашан» в Москве». Результаты этой глобальной проверки должны появится позже. «Не в наших правилах публиковать результаты проверки до ее окончания», — сказала Попова журналистам.

Представители «Ашана» на какие-то претензии двух надзорных ведомств ответили публично, направил два иска в Арбитражный суд Москвы, но частично согласился с претензиями Россельхознадзора, начал внутреннее расследование, а также на сутки останавливал работу мясных цехов в четырех столичных гипермаркетах для проведения дезинфекции.

Не удивительно, что в итоге сложилось впечатление, что государство развернуло настоящую войну против «Ашана». Проблема что Россельхознадзора, что Роспотребнадзора в том, что оба ведомства имеют не очень хорошую репутацию. Они должны контролировать качество продуктов, товаров и услуг в интересах потребителей, но слишком часто начинают проверять иностранные компании после начала внешнеполитических конфликтов России.

Естественно и на этот раз скоординированная атака двух служб на «Ашан», который принадлежит одноименной французской компании, многими была воспринята как политическая акция.

Причин, как всегда, можно найти несколько.

Франция — один из лидеров Европейского союза, который осудил Россию за присоединение Крыма и ввел серьезные санкции после начала войны на востоке Украины. Более того, Франция «отличилась» отказом от поставок российскому Министерству обороны уже оплаченных вертолетоносцев типа «Мистраль», что, конечно, еще долго будет сказываться на деловой репутации оборонной отрасли этой страны.

Однако опрошенные «Полит.ру» эксперты сомневаются, что проверки «Ашана» стали своеобразной местью компании за политику французского правительства. Исполнительный директор SmartUP CG, преподаватель MBA РАНХиГС Михаил Горшихин признал, что иностранным торговым сетям могло быть уделено особое внимание, но вряд ли это вызвано только политической ситуацией — просто «в принципе в стране обострилось внимание к бизнесу». «Вероятно, в этом есть отчасти политика, но, я думаю, что без фактических нарушений такая ситуация, как с «Ашаном» бы не получилась», — сказал он.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что присутствие «Ашана» на российском рынке, вполне вероятно, намного важней для российских властей, а не для французских, поэтому атаковать его по политическим причинам было бы глупо — проще, например, запретить французские вина и оказывать таким образом давление на виноделов.

«Очевидно, что все эти попытки давления на одну из лучших компаний вызывают непонимание у всё большего числа людей. Уже не только любители хамона не очень понимают, зачем это происходит, но и более простые люди не понимают, почему власть делает массу того, что ухудшает жизнь потребителя. Если они бы они таким образом пытались отреагировать на «Мистрали», то это был бы идиотизм, который вряд ли сидит в головах правительственных чиновников», — отметил Янин.

Действительно, «Ашан» — одна из крупнейших торговых сетей в стране. Федеральная антимонопольная служба даже выступила против ее расширения в ближайших к столице муниципалитетах Московской области, так как в них на «Ашан» приходится более четверти всего реализованного продовольствия в денежном выражении.

Таким образом вырисовывается вторая версия активности государственных надзорных органов: усиление контроля над крупными торговыми сетями. Если такое решение действительно принято, то и право логично начинать с крупнейшего ритейлера.

Действительно, с принятием новых технических регламентов Таможенного союза правила работы с некоторыми группами товарами довольно сильно меняются, так что даже при всем желании соответствовать требованиям крупные сети иногда допускают ошибки.

Так, например, недавно принятый технический регламент «О безопасности мяса и мясной продукции» изменил правила маркировки продуктов — теперь отдельно должен указываться срок годности с момента вскрытия упаковки — из-за чего, как заявили в «Ашане», и произошла путаница, которая привела к появлению пиццы с просроченной колбасой.

Как правило, при принятии документов, которые заметно влияют на работу бизнеса, вводится так называемый переходный период. В случае с ТР «О безопасности мяса и мясной продукции», который вступил в силу 1 мая 2014 года, переходный период для некоторых статей закончился 1 мая 2015 года, для определенных норм он длится до конца 2015 года.

То, что даже в такой крупной сети как «Ашан», которая уделяет достаточно много внимания контролю качества продукции, не все формальности удалось соблюсти может говорить скорее не о том, что французский ритейлер ведет подрывную работу, а о том, что новые нормы не были достаточно хорошо проработаны с бизнесом, переходный период оказался слишком коротким и т.д.

Теперь эти просчеты руководства Таможенного союза используются российскими надзорными ведомствами, причем, не в последнюю очередь с целью передела сфер влияния.

Долгое время защитой прав потребителей внутри страны занимался исключительно Роспотребнадзор — это его специалисты запрещали грузинские вина и минеральные воды, контролировали мелкую торговлю и крупных ритейлеров. Зоной ответственности Россельхохнадзора был контроль за сельхозпроизводителями, а также за импортерами продовольствия в Россию.

«Из-за санкционных запретов Россельхознадзор потерял значительную зону своей работы. Раньше он был достаточно известен выездами в те страны, которые желали продавать России мясо, молоко, сельхозпродукцию. Сейчас все это у нас в санкционном списке. Ездить в Индию и Китай не очень хочется: это не Австралия, не Новая Зеландия, не Канада. Поэтому они ищут себе новые полномочия — пытаются откусить зону контроля у Роспотребнадзора», — объяснил «Полит.ру» Дмитрий Янин.

При этом иногда претензии хоть и юридически обосновывается тем же Россельхознадзором, но в реальности слишком незначительны. Об этом говорит хотя бы то, что из продажи были изъяты в общей сложности около 250 кг мяса — крайне незначительный объем даже для ежедневного оборота «Ашана». Также несколько странными выглядят претензии к составу мясных продуктов: прессу известили о том, что в свином фарше обнаружено ДНК лошади, но не сообщили, какова доля чужеродных вкраплений.

Заместитель директора по научной работе ВНИИМП имени В.М. Горбатова, доктор технических наук, профессор Анастасия Семенова объяснила «Полит.ру», что методы обнаружения ДНК характеризуются высокой чувствительностью. «Пределы обнаружения ДНК таковы, что, если на одном столе даже кратковременно находился кусок говядины и кусок свинины, то в обоих кусках может быть обнаружено ДНК этих видов мяса. Поэтому в практике применения этих методов, необходимо учитывать не только результаты качественных, но и количественных анализов», — сказала она. Проблематика применения методов обнаружения ДНК в России состоит в том, что не установлены допустимые уровни содержания ДНК, которые являются примесями, неустранимыми в производственных условиях.

Для генетически модифицированных продуктов такие уровни содержания установлены, причем достаточно высокие, 0,9%. Если содержание ГМО менее 0,9%, то в информацию для потребителя сведения о наличие ГМО не выносятся. В отношении посторонних ДНК ни законодательных, ни нормативных требований до сих пор не разработано.

Естественно, что содержание нескольких молекул свиного мяса в курином фарше никак не сказывается на потребительских качествах мяса — если только покупатель не мусульманин или иудей, для них запрет на потребление свинины в любом количестве носит религиозный характер.

Естественно, даже если примеси оказались микроскопическими, ответственность, прежде всего репутационная, лежит именно на торговой сети, хотя обнаружение инородного ДНК позволяет только сделать вывод о том, что где-то в цепи «от поля до прилавка» могло произойти «пересечение» продуктов, отметила Семенова. «Уже есть предприятия, которые столкнувшись с проблемами обнаружения в их продукции посторонних ДНК, включили испытания на ДНК в программу производственного контроля», — отметила эксперт.

При этом Анастасия Семенова обратила внимание, что зачастую в попадании испорченного мяса на стол виноваты не производители и ритейлеры, а сами потребители — покупатели не уделяют должного внимания соблюдению условий хранения, покупая магазине замороженные или охлажденные продукты не упаковывают их в сумки-холодильники, не всегда возвращаясь домой покупки сразу убираются в холодильники, да и сами холодильники часто не могут обеспечить должных условий хранения.

Для того, чтобы повысить качество товара на прилавках, Семенова предлагает в принципе запретить торговым сетям заниматься производством собственной продукции. «Как специалист мясной промышленности и как потребитель, я считаю, что в торговых сетях должна предлагаться только продукция, которая произведена и упакована изготовителем. Сегодня мясоперерабатывающие предприятия могут удовлетворить потребности торговли в любой расфасовке и в любой упаковке. До потребителя такая продукция дойдет в максимально гигиеничном состоянии — без нежелательных промежуточных контактов в окружающей средой, с руками персона, осуществляющего предпродажную подготовку, поверхностью столов и оборудования для фасовки в торговых помещениях и пр. Снизятся риски изменения потребительских свойств в результате перепадов температуры и влажности при реализации продуктов», — сказала она «Полит.ру».

Без сомнения, российская пищевая промышленность за последние четверть века полностью перестроилась и стала современной отраслью народного хозяйства, которая способна выпустить и фарш в вакуумной упаковке, и нарезанную колбасу. Но если внедрять нововведение так, как это делает Россельхознадзор — при помощи внезапных проверок и запретов через суд — результатом станет рост цен. Как российское сельское хозяйство не успело подготовиться к контрсанкциям российского правительства, так и предприятия пищевой промышленности не смогут за месяц наладить выпуск качественной продукции в необходимых обеъмах — а это значит, что кроме роста цен могут возникнуть еще и перебои поставок.

Между тем Михаил Горшихин из SmartUP CG отмечет, что в связи с кризисом покупатели становятся все более рациональными: люди стали более разборчивыми, внимательнее следят за ценами. Это значит, что больше внимания уделяется не только выбору качественного товара, но и выбору магазина, который этот товар продает. Во время кризиса «не выживают, как правило, те, у кого и до кризиса было странное развитие: неправильный маркетинг, много кредитовались, пытались выжать высокую маржинальность на продуктах, имеющих меньшую цену», — объясняет Горшихин. «Они могли существовать, когда потребитель был более эмоционален и предъявлял меньше критериев к выбору, но сейчас эта модель не работает, потому что ее недостатки могут быть незаметны лишь на пике развивающегося рынка. А сейчас все поменялась, и она просто не выдерживает более пристального внимания покупателей», — заключает он.

Иными словами Россельхознадзор, решив взяться за российский ритейл «ежовыми рукавицами» делал это крайне не вовремя, как раз сейчас повышенные требования к нему будут предъявлять потребители, а значит торговые центры, супермаркеты и просто магазины будут обязаны следить за своей репутацией или терять рынок.

Вспомнив политизированность что Россельхознадзора, что Росздравнадзора можно усомниться в том, что государственные органы могут стать лучшими контролерами, чем обычные покупатели.

Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ
 
Источник: http://polit.ru/