Мисселинг в информационном вакууме: потребители не могут получить информацию о вкладах и инвестиционных продуктах ни на сайтах, ни у сотрудников финансовых организаций

30 октября 2019 года КонфОП представила результаты очередной волны независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке сберегательных услуг в России»1.  Исследование проводилось в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Специалисты КонфОП проанализировали предложения банков по вкладам и инвестиционным продуктам (ИСЖ, ИИС и пр.), вложения в МФО, а также деятельность финансовых пирамид и доступность отделений банков для маломобильных групп потребителей и людей с инвалидностью. В марте 2019 года «тайные покупатели» посетили банки в 20 регионах России; сайты банков и МФО изучались в апреле 2019 года. В результате мониторинга были выявлены следующие недобросовестные практики в деятельности финансовых организаций

Риск получить сложный инвестиционный продукт вместо надежного вклада до сих пор велик.

Сотрудники отделений банков при обращении «тайных покупателей» с запросом на сбережение средств предлагали им гибридные инвестиционные продукты, а не вклады.

В 8 из 27 банков менеджеры предлагали вклад на более выгодных условиях2 при оформлении инвестиционных продуктов (ИСЖ, ИИС, НСЖ, облигации и пр.). В 13 из 27 банков инвестиционные продукты позиционировались как полная альтернатива вкладу. Самым популярным продуктом, который предлагали как замену вкладу, является инвестиционное страхование жизни ИСЖ (9 банков из 13).

При этом сотрудники отделений большинства банков не предупреждали потребителей о рисках вложения средств в гибридные инвестиционные продукты, а именно: отсутствии гарантии доходности; отсутствии гарантии сохранности средств (не подлежит государственному страхованию); невозможности досрочного расторжения договора без потери части денежных средств.

Потребитель не может получить полной информации о ставках и особенностях продуктов на сайтах банков.

Результаты анализа сайтов банков показывают, что кредитные организации зачастую не информируют потребителей:

— о минимальной гарантированной ставке по вкладам (несмотря на Информационное письмо Банка России о доведении кредитными организациями до клиентов информации о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу (счету) от 23.01.2019);

— о предельном размере сбережений, подпадающем под действие системы страхования вкладов – ни одна кредитная организация не указала на своем сайте информацию о том, что под действие системы страхования вкладов подпадают лишь депозиты в размере до 1,4 млн руб.;

— об особенностях «гибридных» вкладов – в частности, о том, что инвестиционная составляющая не подпадает под действие системы страхования вкладов.

Вложение в МФО – на свой страх и риск

МФО на своих сайтах активно продвигают инвестиционные продукты, не предупреждая о рисках подобных вложений. При личном общении с менеджерами МФО ситуация не меняется: ни один из них не предупредил «тайных покупателей» о том, что средства, вложенные в МФО, не подлежат государственному страхованию.

Отделения банков – недружелюбная среда для людей с инвалидностью

Результаты мониторинга 92 отделений банков в 20 регионах показали, что пандусы для инвалидных колясок отсутствуют в 53% офисов, широкие дверные проемы или автоматические двери – в 50% офисов, кнопка вызова сотрудника – в 61% офисов. Банкоматы также плохо приспособлены к нуждам потребителей с инвалидностью: клавиши с шрифтом Брайля есть на банкоматах в 19,5% офисов, разъем для наушников – в 14% офисов, низкие банкоматы, адаптированные для людей в инвалидных колясках, – лишь в четверти исследованных офисов. Такое положение требует нормативного закрепления требований к финансовым организациям по обеспечению физической доступности отделений для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных потребителей.

Для решения проблем мисселинга инвестиционных продуктов и недостаточного информирования потребителей о сберегательных продуктах необходим более строгий контроль за соблюдением существующих требований к финансовым организациям3, а также нормативное закрепление требований к информированию потребителей на сайтах и запрет на мисселинг.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) 115035 Москва, ул. Садовническая, д.74, с.1
+7 495 722 16 27
http://konfop.ru

_______________________________________________________________________

1 Полная версия мониторинга доступна на странице КонфОП: http://konfop.ru/мониторинг-рынка- финансовых-услуг/

2 По информации Банка России (2018 г.), средняя доходность по завершившимся трехлетним договорам ИСЖ составила 3,3% годовых, по пятилетним – 2,4% годовых

3 В частности, Указание Банка России «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика»